Есть ещё третья сторона. Возможно, самая заинтересованная. На чей скорбный зов и откликнулись. Мнением по столь животрепещущие вопросу поделились школьные работники. Выяснилось: в то, что оценивание поведения может стать дополнительным инструментом в налаживании школьной дисциплины, верят 60% учителей. Конечно, педагоги наши не столь наивны, чтобы думать, что какого-нибудь хулигана можно приструнить всего лишь «парой» в дневнике. Но надежды учителей подогревает глава СПЧ Валерий Фадеев, предложивший, чтобы оценки за поведение влияли на баллы ЕГЭ.
Определённая логика тут есть. Чтобы какая-то мера была действенной, она должна влиять на что-то важное в жизни человека. Но в нашей ситуации логика довольно быстро ломается. И ломает её один простой вопрос. Для скольких возмутителей спокойствия в школе вообще актуальна проблема ЕГЭ? У хулиганов чаще всего такая успеваемость, что идти в 10-й и 11-й классы им нет никакого смысла. Впрочем, привязка к ОГЭ или портфолио личных достижений, запрашиваемым некоторыми колледжами, в их случае тоже едва ли сработает. Дети, идущие на поводу у своих случайно и хаотично возникающих импульсов, просто не думают на перспективу, для них образ будущего в диапазоне даже 3–5 лет – это что-то такое же невообразимое, как колонизация Марса.
Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ
Впрочем, и людям, полагающим, как здорово время может всё расставить на места и как справедливость непременно восторжествует, пусть и когда-нибудь потом, тоже было бы неплохо иногда поменьше думать о грядущем и побольше о настоящем. По крайней мере странно говорить о возможных результатах, когда нет единства в понимании целей. А единства нет. Ведь все стороны, ратующие за возвращение отметок за поведение, хотят разного.
Вот, например, родители. Как уже было сказано, очевидно, среди них есть те, которые видят в оценках за поведение возможности поощрения, а есть те, кто боится наказания. А бывают и такие, кто наказания не боится, а всячески приветствует. При этом одни страсть как хотят наказать чужих детей, чтобы те их послушным и ответственным чадам учиться не мешали, а другие согласны, чтобы не церемонились с их собственными отпрысками. Последние – это мамы и папы, которые сами со своими детьми уже не справляются и в отчаянии просят педагогов, чтобы те задали их шалопаям хорошую трёпку. Вот про дополнительные баллы к ЕГЭ, скорее всего, большинство родителей просто не думают. А мнение тех, кто всё же задумывается, может быть весьма неоднозначным. В конце концов, иные родители в таком решении могут усмотреть и злоупотребления. Мало, что ли, сейчас мамы закатывают скандалов на тему того, что их кровиночек задвигают, недооценивают и даже травят?