У Пушкина за поведение была двойка

Надо ли возвращать в школы оценки за поведение? 

Фото: Тюкалова Вера

Фото: Тюкалова Вера

Лето, каникулы… Пока дети безмятежно отдыхают, чиновники от Минпросвещения всерьёз думают, что бы ещё поменять в школе к новому учебному году. Без перемен ведь нельзя – любая система должна развиваться и совершенствоваться. Особенно образовательная. В последнее время, правда, новое – это хорошо забытое старое. В последние майские дни на повестку вновь вышла проблема школьной дисциплины. Встал вопрос: не вернуть ли оценки за поведение. Инициативу многие уже одобрили.

Идею поддерживают большинство родителей (57%). Причём отцы тоскуют по оценкам за поведение чаще, чем матери (67 против 43%). Кстати, любопытно, что сторонников стимулирования дисциплины пятёрками больше среди более состоятельных родителей. Среди тех, кто зарабатывает больше ста тысяч рублей, таких 56%, а среди людей с зарплатами до 50 тысяч рублей – только 38%. Тут, видимо, действует тот же принцип, что и с оценкой оптимистами и пессимистами наполненности пресловутого стакана: одни думают о поощрении, а другие опасаются наказания.

Есть ещё третья сторона. Возможно, самая заинтересованная. На чей скорбный зов и откликнулись. Мнением по столь животрепещущие вопросу поделились школьные работники. Выяснилось: в то, что оценивание поведения может стать дополнительным инструментом в налаживании школьной дисциплины, верят 60% учителей. Конечно, педагоги наши не столь наивны, чтобы думать, что какого-нибудь хулигана можно приструнить всего лишь «парой» в дневнике. Но надежды учителей подогревает глава СПЧ Валерий Фадеев, предложивший, чтобы оценки за поведение влияли на баллы ЕГЭ.

Определённая логика тут есть. Чтобы какая-то мера была действенной, она должна влиять на что-то важное в жизни человека. Но в нашей ситуации логика довольно быстро ломается. И ломает её один простой вопрос. Для скольких возмутителей спокойствия в школе вообще актуальна проблема ЕГЭ? У хулиганов чаще всего такая успеваемость, что идти в 10-й и 11-й классы им нет никакого смысла. Впрочем, привязка к ОГЭ или портфолио личных достижений, запрашиваемым некоторыми колледжами, в их случае тоже едва ли сработает. Дети, идущие на поводу у своих случайно и хаотично возникающих импульсов, просто не думают на перспективу, для них образ будущего в диапазоне даже 3–5 лет – это что-то такое же невообразимое, как колонизация Марса.

Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ
Фото: Юрий Самодуров / Коммерсантъ

Впрочем, и людям, полагающим, как здорово время может всё расставить на места и как справедливость непременно восторжествует, пусть и когда-нибудь потом, тоже было бы неплохо иногда поменьше думать о грядущем и побольше о настоящем. По крайней мере странно говорить о возможных результатах, когда нет единства в понимании целей. А единства нет. Ведь все стороны, ратующие за возвращение отметок за поведение, хотят разного.

Вот, например, родители. Как уже было сказано, очевидно, среди них есть те, которые видят в оценках за поведение возможности поощрения, а есть те, кто боится наказания. А бывают и такие, кто наказания не боится, а всячески приветствует. При этом одни страсть как хотят наказать чужих детей, чтобы те их послушным и ответственным чадам учиться не мешали, а другие согласны, чтобы не церемонились с их собственными отпрысками. Последние – это мамы и папы, которые сами со своими детьми уже не справляются и в отчаянии просят педагогов, чтобы те задали их шалопаям хорошую трёпку. Вот про дополнительные баллы к ЕГЭ, скорее всего, большинство родителей просто не думают. А мнение тех, кто всё же задумывается, может быть весьма неоднозначным. В конце концов, иные родители в таком решении могут усмотреть и злоупотребления. Мало, что ли, сейчас мамы закатывают скандалов на тему того, что их кровиночек задвигают, недооценивают и даже травят?

У педагогов другой взгляд. Те, кто против возвращения советской практики, видят в оценках за поведение ещё один повод для новой эскалации конфликтов всех со всеми. Если раньше дети устраивали истерики, а родители – разборки из-за двоек по математике и физике, то теперь ещё из-за «неудов» за дисциплину будут кровь пить. Многие из тех, кто за, действительно видят в оценивании поведения инструмент коррекции этого самого поведения. Но тут опять же возникает вопрос: кто подразумевается выгодоприобретателем этой коррекции? Нередко ведь в первую очередь думают об учителях, которым срывают урок, одноклассниках, чьё право на образование нарушается хулиганом, и в последнюю – о самом хулигане, о том, что, собственно, мешает ему встроиться в социум, стать собраннее. Это понятно – у каждого свои задачи. Но в сложившейся системе, когда специалисты, ответственные за поведение, мотивацию и общее душевное состояние школьников в огромном дефиците, всё же довольно печально.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Проблемными учащимися должны заниматься школьные психологи и социальные педагоги. И вот они что-то к предложению снова оценивать дисциплину относятся скептически. Оценка лишь абстрактно фиксирует некий факт, некое отклонение от стандартов, которые, к слову, могут быть разными в разных школах и даже у разных педагогов. Но дисциплинарная отметка ничего не конкретизирует, а главное – не позволяет ничего проанализировать. То ли ребенка надо спасать, вырывать из тотального неблагополучия, вытаскивать из социального дна, то ли он неординарная яркая личность. А что? У Пушкина вот тоже за поведение была двойка. Да и многие другие известные писатели, художники, музыканты, учёные, как известно, не отличались во время учёбы кротостью и смиренномудрием.

За каждой субъективной оценкой чьих-то манер, темперамента, привычек всегда разворачивается чья-то индивидуальная история. В этом смысле отметки за поведения совершенно бесполезны. Если кто-то натворит что-то из ряда вон, одним «неудом» в дневнике всё равно не обойтись – придётся собирать традиционный совет по профилактике, организовывать работу ребёнка и психолога. Если же речь о мелких шалостях, то странно, смешно и низко запугивать детей отдалёнными последствиями в виде нехватки баллов при поступлении в вуз. Раньше так характеристиками пугали. Впрочем, их время от времени тоже предлагают вернуть.

У нас вообще многие тоскуют теперь по какому-то мифологизированному светлому прошлому. И это грустно. Потому что если взгляд обращён исключительно в былое, то в настоящем мы наблюдаем лишь кризис идей и смыслов, а в будущем вообще ничего не просматривается.      

 

Читайте также