Действительно, представление о мире, где «вкалываю роботы, а не человек», оказалось утопией. Кроме робота-пылесоса и доставщиков помощи по хозяйству от высоких технологий особо не видно.
Зато люди творческих специальностей уже всерьёз думают о смене профессии: нейросеть рисует, переводит, анимирует, поёт, пишет информационные тексты и даже стихи гораздо быстрее и дешевле человека. И учится стремительно. Сначала можно было утешать себя, что настоящее искусство – это всё-таки чувства, эмоции, переживания, прожитой опыт, то есть то, что доступно только человеку, поэтому дальше подделки, состоящей из одних клише, ИИ не зайдет. Но новые исследования не успокаивают: недавно выяснилось, что, например, стихи, написанные нейросетью «в стиле Шекспира», нравятся людям больше, чем оригинал.
Американские учёные узнали это в ходе простых экспериментов: они дали людям, не искушённым в поэзии, прочитать 10 стихотворений. Половина из них была написана известными поэтами, а другая – нейросетью. Большинство из них не только не смогли определить, что из этих виршей принадлежит человеческому гению, а что сваял за пять секунд искусственный интеллект по шаблону, но и предпочли второго автора.
В первом эксперименте Питтсбургского университета приняли участие более 1,6 тыс. человек: каждому из них дали прочитать вперемешку стихи англоязычных классиков, таких как Уильям Шекспир или Лорд Байрон, и сгенерированные в их стиле при помощи чат-бота ChatGPT.
Выяснилось, что участники не могли определить, какое из стихотворений настоящее, и чаще называли реальными «искусственные» стихи.
Похожие результаты показал и недавний эксперимент с художественным творчеством, когда учёные из Университета Боулинг-Грин (США) предлагали добровольцам определить, какая из пары картин написана художником, а какая сгенерирована искусственным интеллектом. Участники исследования угадали лишь в половине случаев, то есть точность ответов почти не превышала случайную.
Однако это исследование показало, что бессознательно люди всё же больше тянулись к «человеческому» искусству и выбирали картины художников, хотя и не могли объяснить, почему именно. Гипотеза, которую выдвинули исследователи в статье, заключается в том, что мозг улавливает крошечные различия, минуя сознание. Это называется «эффектом зловещей долины»: когда нечто пытается выглядеть по-человечески, но мешают микроразличия, которые улавливает подсознание.
![Фото: Solen Feyissa / Unsplash](https://s-t-o-l.com//upload/iblock/956/29sx0r4s72p10kmez1i5iumketud773p.jpg)
А вот поэтическое исследование показало, что нейросеть потихоньку преодолевает и «зловещую долину»: её стихи показались людям ближе и понятнее.
Это выяснилось на втором эксперименте, который учёные из Принстона проводили уже с новой группой из 700 участников: они оценивали те же стихи – наполовину настоящие, наполовину сгенерированные – по 14 различным параметрам. Участников разделили на три группы: одна считала, что все тексты созданы ИИ, другая, что все они реальные, а третья группа не получила никакой информации об авторстве.
В результате первая группа давала в среднем более низкие оценки, чем вторая , то есть люди предпочитали реальные стихотворения, если заранее знали, что они написаны человеком. А вот литературные критики из третьей группы, которые не знали, чьи тексты они читали, выбрали искусственный интеллект: они оценили работы нейросети выше, чем шедевры реальных поэтов.
«Наше исследование позволяет предположить, что участники использовали общую, но уязвимую стратегию для различения поэзии ИИ от человеческой: простота сгенерированных нейросетью стихотворений делает их более доступными для понимания читателей, не имеющих литературной экспертизы, что в итоге подталкивает их к тому, чтобы отдавать предпочтение сгенерированной поэзии, а сложность сочинённых человеком произведений ложно интерпретировать как несвязную речь, созданную искусственными интеллектом», – говорится в выводах статьи. Короче, как и советовали классики: будьте проще – и люди потянутся к вам.
Мы не удержались, чтобы не задать несколько вопросов про поэзию и секреты творческого мастерства выдающемуся поэту по имени ChatGPT, стихи которого показались читателям лучше Шекспира. И вот что удалось узнать:
– Кто, по-вашему, самый популярный в мире поэт?
– Это понятие субъективно, но несколько авторов неизменно выделяются благодаря своему глобальному влиянию и широкому признанию. Вот некоторые из них: Уильям Шекспир, Гомер, Руми, Эмили Дикинсон и Роберт Фрост. Что касается конкретных стихотворений, которые получили признание в разных культурах и оказали влияние на мировую литературу и культуру, то нужно назвать шедевр готической литературы «Ворон» Эдгара Аллана По. «Если...» Редьярда Киплинга – руководство о том, как жить добродетельной и стойкой жизнью, его часто цитируют в трудные времена. «Неизбранная дорога» Роберта Фроста – одно из самых любимых американских стихотворений, где исследуются темы выбора и его последствий. «Я бродил одинокий, как облако» («Нарциссы») Уильяма Вордсворта – одно из самых изучаемых произведений на английском языке. И, наконец, «Ozymandias» Перси Биши Шелли – мощное размышление о мимолётной природе власти.
![Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ](https://s-t-o-l.com//upload/iblock/777/qr8726tmrybvg611wh2opnmv063oyy1e.jpg)
– Что отличает хорошую поэзию от плохой?
– Хорошая поэзия использует ясный, точный язык для передачи смысла, эмоций или образов. Каждое слово тщательно подобрано, стихотворение находит отклик у читателя, вызывая мысли и чувства. Плохая поэзия может быть расплывчатой, неясной или чрезмерно сложной, что затрудняет понимание или связь с читателем. Она может использовать клише или ненужные слова, которые отвлекают от общего впечатления. Хорошая поэзия оставляет неизгладимое впечатление. Она остаётся с читателем, побуждая к размышлениям, интерпретациям или обсуждениям. Часто кажется, что она предлагает больше, чем просто слова, – она предлагает понимание. Плохая же имеет тенденцию быстро исчезать из памяти читателя. Она может не оставить значительного эмоционального или интеллектуального воздействия и может показаться одноразовой.
– Можно ли научиться писать шедевры? Как стать великим
поэтом?
– Нужно развивать свои навыки наблюдения, креативности и языка. Читайте разную поэзию, это поможет вам понять различные формы, стили и темы. Обратите внимание на то, как они используют язык, ритм и как они передают эмоции. Ознакомьтесь с распространёнными поэтическими формами и структурами. Практикуйте письмо, используя все пять чувств, чтобы создавать яркие образы в своих стихах. Обращайте внимание на звучание слов. Играйте с рифмой, но не чувствуйте себя обязанными всегда её использовать. Сосредоточьтесь на эмоциях и теме. Подумайте, что вы хотите передать своим стихотворением. Есть ли конкретная эмоция или опыт, которые вы хотите передать. Вы можете писать о природе, любви, потерях, личных переживаниях или социальных проблемах. Будьте аутентичны: поэзия – это личное, не бойтесь экспериментировать и исследовать свой собственный голос. Пишите о том, что для вас важно и что вы действительно чувствуете.
Чтобы подытожить теоретические знания ChatGPT о поэзии, мы попросили нейросеть проанализировать стихотворение депутата Госдумы, известного предпринимателя-нефтяника и одновременно поэта-песенника Михаила Гуцериева «Я чувства кинул на алтарь»:
Несчастьем счастье развезло,
Томится проза нежной страсти,
Душе сегодня нелегко,
Слабеют руки до запястий.
И вот какой ответ получили от эксперта:
«Эти строки принадлежат Владимиру Маяковскому, одному из самых известных русских поэтов XX века. Это фрагмент из его стихотворения “Лилечка”, написанного в 1929 году. Стихи отражают сильную эмоциональную бурю, с которой поэт переживает свою любовь. Маяковский в своей поэзии часто изображал любовь как страстное, мучительное чувство, и в данном стихотворении это особенно заметно. В первых строках он описывает любовь как нечто, что одновременно приносит страдание и счастье, приводя к внутренней борьбе и отчаянию. Слова “несчастьем счастье развезло” и “слабеют руки до запястий” передают физическое и эмоциональное истощение, которое испытывает лирический герой».