Любить жизнь и не бояться перемен

Новый год совсем близко, а это значит – настало время итогов, планов, а главное – пора самому себе, своим близким и всем вообще пожелать самого лучшего, самого нам сегодня необходимого

Парень и девушка загадывают желание, держась за посох Деда Мороза, в столичном метрополитене. Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»

Парень и девушка загадывают желание, держась за посох Деда Мороза, в столичном метрополитене. Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»

Мы входим в 2025-й, и, стало быть, можем подвести черту прошедшей пятилетке. А они, эти пять лет, были полны разным, большей частью тяжёлым, трудным и часто страшным. Сначала был ковид, и люди бесконечно боялись за здоровье, своё и близких. Потом почти сразу стало понятно, что и экономика не вывозит – люди больше заразы стали страшиться безработицы и безденежья. А ещё нужно было адаптироваться к новым условиям – тотальной цифровизации, многие опасались не вписаться в этот диджитал-рынок, в эту выросшую из него гик-экономику. В 2022-м стало ясно: всё, что казалось кошмаром раньше, – совсем не предел. А главное – пришло понимание, что хуже может быть всегда. И вот что с этим делать? Остаётся, как ни странно, только одно: перестать бояться, перестать бесконечно тревожиться. Вот чего я и себе, и всем нам желаю.

Нет, я не призываю никого проникнуться религией вечного позитива, этого лучезарного идиотизма. И я не предлагаю никому закрывать глаза и отрицать реальность (это, кстати, второе моё пожелание всем: не обманываться, не строить иллюзий, оставаться честными с самими собой). Понятно, что поводов для тревог каждый день более чем достаточно. Но будем справедливы: великие бедствия, которые сотрясают планету то тут, то там, – это тот же пресловутый кирпич, который то ли упадёт, то ли нет, не предугадаешь, не подготовишься. Но чаще нас терзают какие-то, если вдуматься, мелкие штуки. И зачем этому поддаваться?

Если страх становится привычным фоном жизни, он ведь не работает, как это задумано природой: он не делает людей ни более осторожными, ни более рассудительными, ни способными к быстрым решениям. Страх просто парализует волю, вгоняет всех в какое-то вечное оцепенение. А в сегодняшнем мире нужно уметь действовать. Не бояться идти вперёд. Не бояться делать то, что считаешь важным и нужным, и не делать того, что противоречит собственным взглядам и ценностям. Хорошо бы, конечно, вообще никогда не оказываться в ситуации сложного выбора, но будем же реалистами: совсем избежать ситуаций, в которых приходится совершать выбор и потом за него платить, не получится ни у кого. Хорошая новость в том, что чаще всего мы всё же не переплачиваем и редко нам выпадает что-то, что действительно нам не по силам.

Я работаю в школе. И, знаете, одно время я тоже боялась. Что станет ещё хуже. Что будет ещё больше бессмысленной бюрократии. Что сделается совсем нестерпимым родительский терроризм. Что вовсе выйдет из берегов казённый патриотизм под лозунгами «Мы всех победим». Что всех обяжут любить родину по методичке и бесконечно присягать на верность действующей власти (у нас же многие и в самом деле уверовали, что родина и есть власть). И, в общем, всё действительно становилось хуже. И, кажется, нет этому конца.

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»
Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

И невозможно что-то с этим сделать. Нет, я лично ещё могу уворачиваться от окружающего абсурда, не участвовать в том, что противоречит моим убеждениям и представлениям не только о прекрасном, но и о здравом смысле. Но систему мне изменить не под силу. И эта система (я осознала это в какой-то момент весьма отчетливо) может выплюнуть меня в любой момент. Это неприятное знание. Но я его приняла. Что ж, решила я: значит, моя история, связанная со школой, закончится раньше. И пусть там без меня разбираются, кто больший патриот: певец Шаман или Лермонтов, любивший родину странною любовью. И пусть там сколько угодно решают, кто больше полезен стране: человек-робот, бесконечно проходящий какие-то анкетирования, проматывавший за три минуты двухчасовые обучающие вебинары, строчащий тысячу отчётов ежедневно, или живой, пусть и несовершенный педагог, у которого есть чувства, взгляды, желания. И, верите ли, стало гораздо легче.

А история моя в государственном образовании, кажется, всё же заканчивается. Никакой драмы, просто рано или поздно заканчивается вообще всё. Так случается, всё вдруг указывает: пора что-то менять, надо двигаться дальше. Не скажу, что осознавать это приятно: я человек консервативный, ленивый, ужасно не люблю перемены и, откровенно говоря, их боюсь… Но, видимо, перемены любят меня. Причём любят так, что от любви этой не уклониться. Потому что альтернатива – выгорание, фрустрация, хандра и болезни на ровном месте. Приходится шевелиться, ничего не поделать. Но это ведь не у одной меня так. Мы живём в постоянно меняющемся мире: и либо ты бесконечно приспосабливаешься к переменам, оставаясь на месте, либо сам меняешь свою жизнь и в какой-то степени мир. Да, кажется, это работает именно так. Не наоборот.

И вот чего ещё я всем желаю – не бояться перемен! Может показаться, сейчас не самое подходящее для них время, весь мир – это какой-то хаос. Как будто безопаснее смутные времена где-нибудь как-нибудь пересидеть. Но это ведь иллюзия, что можно пересидеть. Либо ты сам управляешь потоком, либо поток управляет тобой, откажешься что-либо решать, менять – так и будет мотать стихийно. Другого времени больше не будет, никто не придёт и не починит всё, что поломалось в нашем бестолковом мире, само ничего не рассосётся. Нужно действовать самому.

А я ещё пожелаю нам всем уверенности в том, что всё получится, не сдаваться при первых неудачах (всему нужно время вызреть). Желаю всем настойчивости, твёрдости и упорства. Не терпения – хватит уж, натерпелись! – а решимости и силы духа. И любви! Любви близких людей, которые поддержат во всех начинаниях, и любви к близким – ради кого же менять этот мир к лучшему. Любви к делу жизни, иначе не поможет никакое упорство. Любви к самой жизни. Какой бы она ни казалась порой трудной, грустной и страшной, в ней много хорошего, доброго, радостного – ведь мы создаём её сами.   

Читайте также