«Обезьяний процесс»: Библия, Дарвин и Дейтон

В штате Теннесси теория Дарвина находилась под запретом. И этот факт местные бизнесмены решили использовать для своей выгоды. Они захотели сыграть на законодательных противоречиях, чтобы привлечь туристов в умирающий городок Дейтон. Тогда никто из них не предполагал, что их решение приведёт к «процессу тысячелетия».

Карикатура на дело Штата Теннесси против Джона Томаса Скоупса. Фото: Edwin Marcus / The New York Times

Карикатура на дело Штата Теннесси против Джона Томаса Скоупса. Фото: Edwin Marcus / The New York Times

Дарвин под запретом

В начале прошлого века теория эволюции Дарвина начала всё глубже проникать в американское общество. Одни считали, что наука «глаголет истину», другие – восприняли это в штыки. Однако на два лагеря американцы не раскололись, но между первыми и вторыми периодически вспыхивали конфликты, приправленные ожесточёнными спорами.

Одним из самых ярых противников дарвинизма в те времена являлся Уильям Дженнингс Брайан. Это был не просто какой-то «человек с улицы». О нём знала вся страна, ведь он и несколько раз участвовал в президентских выборах, и пару лет занимал должность госсекретаря. Соответственно, у него были нужные связи и определённое влияние. И все свои возможности Брайан направил на борьбу с дарвинизмом. Он ездил по штатам, выступая с лекциями под названиями «Библия и её враги», «Угроза дарвинизма» и прочими. Главный посыл был прост – теория эволюции несёт опасность всему американскому сообществу. Она покушается на основы основ, пытаясь не только посадить зерно сомнений в неокрепшие умы юных христиан, но и подорвать моральные устои взрослых людей.  

Уильям Дженнингс Брайан. Фото: Harris & Ewing / Library of Congress
Уильям Дженнингс Брайан. Фото: Harris & Ewing / Library of Congress

Переживания Брайана возникли не на пустом месте. Дело в том, что теорию Дарвина, пусть и осторожно, но уже повсеместно начали изучать в школах. Не остался в стороне и штат Теннесси. Здесь в 1914 году Джордж Уильям Хантер издал книгу «Гражданская биология», по которой и занимались в местных школах. Хантер весьма расплывчато объяснил принципы эволюции от простого к сложному, но часть жителей штата восприняла это как посягательство на Библию. В общем, в Теннесси к началу 1920-х годов обстановка накалилась.

А в 1924-м в Нэшвилл, город расположенный в этом штате, заглянул и Брайан. Он выступил с лекцией «Истинна ли Библия?». Послушать известного человека пришло много людей, в том числе и представлявших власть. Среди них был чиновник Джон Вашингтон Батлер, который особо оценил предложение Брайана запретить изучение теории эволюции не только в школах, но и в высших учебных заведениях.

Потратив какое-то количество времени на изучение вопроса и различных юридических тонкостей, в начале 1925 года Батлер внёс на рассмотрение Генеральной ассамблеи Теннесси законопроект. В нём говорилось, что нужно запретить изучение «любой теории, которая отрицает историю божественного творения человека, как она изложена в Библии». Касалось это тех учебных заведений, в финансовой жизни которых полностью или частично участвовал штат.

Генеральная ассамблея рассмотрела законопроект и практически единогласно одобрила его. А 21 марта губернатор штата подписал документ. И акт Батлера (такое название получил законопроект), заткнув за пояс Дарвина с его теорией, уверенно зашагал по Теннесси.

Иллюстрация, сравнивающая скелеты различных обезьян со скелетом человека. Фото: Benjamin Waterhouse Hawkins / Wikipedia
Иллюстрация, сравнивающая скелеты различных обезьян со скелетом человека. Фото: Benjamin Waterhouse Hawkins / Wikipedia

Подставной дарвинист

Новость о произошедшем в Теннесси быстро разлетелась по всей Америке. Простой народ бурно обсуждал событие. А власти штатов присматривались и думали о том, какой путь выбрать, чтобы не проиграть. Отреагировал на новость и Американский союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union – ACLU). Он представлял собой некоммерческую организацию, занимавшуюся борьбой с нарушением конституционных прав. Представители ACLU в мае опубликовали в одной из газет Теннесси статью, в которой не просто призывали местных жителей бороться с актом Батлера, но и попросили связаться с ними неравнодушных людей для получения помощи. Смысл был прост: кто-то должен был открыто и демонстративно нарушить запрет на дарвинизм и оказаться на скамье подсудимых. А ACLU бесплатно предоставила бы смельчаку юристов, чтобы решить дело по закону.

Простой народ вновь бурно обсуждал происходящее, не зная, что несколько бизнесменов из Теннесси уже придумали план действий. Речь идёт о деловых людях городка Дейтона. Предприниматель Джордж Рэплия, который управлял одной из местных шахт прочитал своим знакомым статью в газете. И мужчины пришли к выводу, что им нужно устроить судебный процесс именно в Дейтоне. Дело в том, что шахтёрский городок вымирал. А громкое дело позволило бы привлечь в него туристов со всей Америки. Вырученные деньги, соответственно, пошли бы на благо города. Оставалось дело за малым – найти школьного учителя, разделявшего взгляды Дарвина.

В конечном итоге, добровольцем «назначили» молодого учителя физкультуры и тренера по футболу Джона Томаса Скоупса. Кроме спортивного образования у него был диплом преподавателя естественных наук, чем руководство школы с удовольствием пользовалось. Скоупс был учителем на замену. С ним-то и встретился Рэплия. Он рассказал про акт Батлера, о необходимости борьбы и нарушении закона (учебник «Гражданская биология» всё ещё оставался обязательным для изучения в школах). Поскольку Скоупсу была ближе позиция Дарвина, он согласился бросить вызов Батлеру.

Джон Томас Скоупс. Фото: Watson Davis / Smithsonian Institution Archives
Джон Томас Скоупс. Фото: Watson Davis / Smithsonian Institution Archives

После этого Рэплия и адвокаты подготовили школьников к судебному процессу, объяснив, что нужно говорить. Затем были переговоры с местными прокурорами, которые и выдвинули обвинение Скоупсу в преподавании дарвинизма.

Спектакль разыграли как по нотам. Скоупс, замещавший учителя биологии, то ли сам рассказал школьникам о теории эволюции, то ли просто дал им задание прочитать про это в учебнике. Затем в дело вступили прокуроры с протоколом. Шестерёнки правосудия заскрипели и зашевелились.

О Дейтоне узнала вся Америка

Словно по щелчку пальцев события в Дейтоне стали обсуждать во всей Америке. Быстро сориентировались представители железной дороги. Из разных уголков страны были организованы маршруты именно в этот городок. И предприниматели не прогадали, большое количество американцев решило лично понаблюдать за уникальным процессом. Не сели в лужу и власти Дейтона. Город превратился в сплошную ярмарку. На одной улице спокойно соседствовали проповедники и дарвинисты, повсюду висели различные плакаты, торговцы продавали Библии и фигурки обезьян. Доставили в город и пару шимпанзе, одетых в костюмы. Их водили по улицам, спрашивая у людей: «это ваши предки?». Защитники Дарвина в долгу не остались. Они распространяли различную литературу и читали лекции. Несмотря на то, что Дейтон превратился в место битвы, ничего криминального не произошло. Что противники теории эволюции, что дарвинисты вели себя цивилизованно, не прибегая к насилию. А газеты по всей стране наперебой рассказывали о подготовке к уникальному «Обезьяньему процессу» (такое название прочно закрепилось благодаря прессе).

Поскольку суд Дейтона представлял собой архаичное здание, его срочно отремонтировали. А в зал заседания провели телефон и телеграф. Более того, впервые в истории США была организована прямая радиотрансляция процесса. Глядя на всё это, Рэплия и его друзья довольно потирали руки. Их замысел удался на славу.

Суд начался 10 июля. В зал был забит до отказа – посмотреть на процесс пришло около тысячи человек. Кроме этого, огромная толпа окружила само здание, поскольку внутри просто не хватило места для всех желающих. Прибыл в Дейтон и сам Брайан. Он лично возглавил сторону обвинения. Скоупса же защищали лучшие адвокаты страны, которыми руководил Кларенс Дэрроу. И уже в первые минуты процесса стало понятно, что вся схватка пройдёт между Брайаном и Дэрроу. Скоупс же оказался никому не нужным. Но учитель не расстроился. Наоборот, он взял на себя роль журналиста и вёл репортажи с заседаний.

Здание суда округа Ри (Дейтон, Теннесси). Фото: courthouselover / Flickr
Здание суда округа Ри (Дейтон, Теннесси). Фото: courthouselover / Flickr

Линия обвинения не стала выдумывать велосипед. Брайан был прямолинеен – раз сам Скоупс не отрицал нарушения акта, значит, должен понести наказание. Дэрроу настаивал на том, что акт Батлера нарушал нормы светского государства, поскольку наделял религиозное учение правом последней инстанции.

Первый день закончился слушанием обеих сторон. Потом был перерыв на выходные, где Брайан успел прочитать проповедь в церкви. Второе же заседание началось с молитвы, хотя Дэрроу пытался это опротестовать. Судья Ролстон был не преклонен. Затем последовали взаимные упрёки. Обвинение заявляло об угрозе, нависшей над католической церковью из-за дарвинизма и подрыве всех моральных устоев. Защита парировала историями из средневековья и кострами инквизиции. Вспомнил Дэрроу и процесс над Галилеем. Перед судьёй попеременно выступали священнослужители и учёные. А американцы из разных уголков страны, затаив дыхание, слушали то религиозную проповедь, то научный доклад. В финале судебного заседания в очной схватке сошлись Брайан и Дэрроу. Адвокат полностью разгромил своего оппонента. Судья был так впечатлён, что заявил: показания Брайана не будут учитываться при вынесении приговора.

Однако Скоупса всё рано признали виновным. Это решение было на руку обеим сторонам. Обвинение официально победило, а защита получила возможность обжаловать приговор в Верховном суде штата, а значит, продлить интерес публики к «обезьяньему процессу». Скоупсу выписали штраф в 100 долларов. Что же касается Брайана, то он умер через несколько дней после вынесения вердикта. Поговаривали, что мужчина не выдержал позора из-за проигрыша в словесной дуэли с Дэрроу.

Уильям Дженнингс Брайан (сидит слева) на допросе у Кларенса Сьюарда Дарроу во время суда. Фото: Watson Davis / Smithsonian Institution Archives
Уильям Дженнингс Брайан (сидит слева) на допросе у Кларенса Сьюарда Дарроу во время суда. Фото: Watson Davis / Smithsonian Institution Archives

После процесса

Однако акт Батлера всё же шагнул за пределы Теннесси. В 1926 году такой же законопроект был принят в Миссисипи. А затем и в Арканзасе. Джордж Хантер издал новый учебник по биологии, в котором теория эволюции подавалась ещё более условно, а сам Дарвин даже не упоминался. Затем появились новые пособия, где не нашлось место и самой эволюции.

В 1927 году Скоупс был оправдан Верховным судом Теннесси. Но он к тому времени уже учился в аспирантуре Чикагского университета. А затем, став геологом, отправился на заработки в Венесуэлу. Позже Скоупс пытался построить политическую карьеру. Но его попытка пробиться в конгресс штата Кентуки обернулась провалом. Зато он написал книгу, посвящённую «обезьяньему процессу», назвав её «Центр бури».

В Теннесси акт Батлера был отменён в 1967 году. Затем ликвидировали его и в Миссисипи, а также Арканзасе. Но ни в одном из штатов историй, схожих с делом Скоупса больше никогда не происходило. Противники дарвинизма пытались взять реванш, но не получилось. Да и само американское общество от года к году сильно менялось, медленно, но верно отдаляясь от религии.

События в Дейтоне произвели такое сильное впечатление на рядовых американцев, что судебное разбирательство назвали «процессом тысячелетия». Ему даже посвятили несколько фильмов, первый из которых появился в 1960 году. Лента получила несколько номинаций на «Оскара», а на премьере присутствовал Скоупс.

Что же касается Дейтона, то после завершения процесса о нём быстро все забыли. Со временем иссяк и поток туристов. Но благодаря предприимчивости Рэплии и его единомышленников, город какое-то время не испытывал недостатка в финансах. Денег на «обезьяньем процессе» было заработано немало.

Читайте также