США и Британия против демократии и за диктатуры
К 1951 году в Иране устанавливается демократический режим, возглавляемый Мохаммедом Мосаддыком – демократически избранным премьер-министром. Он проводит вестернизацию, страна всё больше становится похожей на западные либеральные режимы, вроде бы прекрасный повод для Запада начать дружить с древним восточным народом, особенно в контексте холодной войны, где СССР продвигает коммунистические режимы по всему миру. Но дело в том, что Мосаддык решил национализировать иранские нефтяные ресурсы, большая часть которых находились под контролем британской нефтяной компании British Petroleum.
Естественно, британцам это не понравилось, они обложили Иран санкциями (в начале 1950-х британский лев уже почти превратился в кота, но что-то ещё мог на международной арене). Реальных сил для свержения иранского правительства у англичан не было, поэтому они стали звать на помощь американцев. Черчилль смог убедить Эйзенхауэра, что у Ирана есть просоветские интенции, и ЦРУ присоединилось к МИ-5 для государственного переворота в Иране.
Американцы вкладывали миллионы долларов для подкупа политиков и военных, провоцирования массовых беспорядков, что уже по хорошо отработанной схеме будет осуществляться в цветных революциях XXI века. В конце концов им удалось осуществить в Иране госпереворот и устранить демократическую власть. Во всём этом американцы официально признались в 2017 году, рассекретив документы ЦРУ.

Сейчас общее представление об Иране, что это такая мрачная теократия, где полицейские следят за исполнением религиозных норм. Ну а сами иранцы, хотя вслух так говорить не принято, довольно отсталый народ, к тому же одержимый антизападничеством и антисемитизмом. На самом деле уже в начале XX века иранцы стремились к прогрессу и развитию. Именно поэтому, аналогично Российской империи, в Персии устанавливается конституционная монархия.
Вообще это одна из древнейших культур мира, и современные иранцы являются носителями этой культуры. США и Израиль в этом плане просто новорождённые младенцы на фоне седого старца. Правда, младенцы чрезмерно агрессивные.
В XX веке иранцы, несмотря на все старания младших партнёров, тоже внесли свой вклад в мировую культуру. Например, режиссёр Асгар Фархади, лауреат Каннского кинофестиваля, Берлинского и обладатель двух «Оскаров». В 2006-м Иран представил шесть фильмом в Берлине! Неплохой результат для диктатуры и теократии. Но Израиль и США предпочитают бомбить носителей древней культуры.
Монархи – лучшие друзья американцев
Шах Мохаммед Реза Пехлеви, который имел номинальную власть при демократическом правительстве (в Иране была конституционная монархия по типу британской), испугавшись, бежал за границу, откуда по требованию американцев подписал указ об отставке Мосаддыка. Премьер-министром стал генерал Захеди, креатура ЦРУ. Он восстановил все иностранные нефтяные концессии. Правда, теперь британцам пришлось делиться с американцами. Последние в свою очередь вкладывали большие деньги, чтобы удержать подконтрольный режим шаха от развала.
Вернувшись при поддержке США из ссылки, шах устраняет премьер-министра и устанавливает собственную диктатуру. Пехлеви начинает своё правление как довольно либеральный монарх: он поначалу не преследует политических оппонентов из партии Мосаддыка, да и самого бывшего премьер-министра помещает всего лишь под домашний арест. Но со временем режим шаха становится всё более и более авторитарным, начинается преследование соратников бывшего премьера. В конце концов в стране устанавливается культ личности правителя, он присваивает себе императорский титул (на персидском «шахиншах» означает «царь царей». – «Стол»). Иранская спецслужба САВАК, сотрудников которой тренирует ЦРУ, осуществляет жестокие репрессии. Подавляется любое инакомыслие, политические оппоненты преследуются: их пытают, высылают из страны или убивают. И всё это при дружбе и поддержке «лидера всего свободного мира».

США использует 40% нефтяных ресурсов Ирана, оказывая ему активную помощь, в том числе продавая оружие. Хотя отношения между шахом и США не всегда простые (американцев начинает волновать растущее могущество Ирана и амбиции Пехлеви), тем не менее на период 1960-1970 гг – это самый надежный и важный союзник американцев на Ближнем Востоке.
Несмотря на экономический бум в Иране в 1970-х, большая часть населения страны жила довольно бедно. Разрыв между имущими слоями населения и неимущими, репрессии, коррупция шаха и его приближённых принимали огромные размеры. Также прозападная направленность раздражала иранцев. Большинство из них считало, что шах сделал Иран слишком зависимым от Запада. Пехлеви были недовольны религиозные движения: шах, помимо того что активно проводил вестернизацию, подспудно вёл борьбу за деисламизацию страны, ориентируя государственную идеологию больше на доисламский период.
Исламская революция
Лидером исламской революции был иранский религиозный и политический деятель Рухолла Хомейни. Он известен своей антизападной и антиизраильской позицией. Но в 2010-х персидская служба ББС публикует материалы, в которых раскрывается, что Хомейни имел контакты с американцами ещё с 1963 года, когда был арестован режимом шаха за оппозиционную деятельность. В 1979 году аятолла (высший шиитский религиозный титул. – «Стол») активно контактировал с американцами, чтобы американцы не помешали его планам по возвращению в Иран и не помогли шаху удержать власть. Администрация американского президента Картера способствовала возвращению Хомейни и удержала иранскую армию от сопротивления. Естественно, в Иране эти документы после публикации были объявлены подделкой, так как в стране поддерживается легенда о том, что Рухолла Хомейни всегда был против любых контактов с Западом.
Американский профессор Рой Касагранда считает, что американцы постоянно используют радикальных исламистов как инструмент давления на светские арабские режимы. Поэтому развитие радикального исламизма и терроризма было бы невозможно без активной поддержки американцами различных экстремистских течений. Так же и с шиитами в Иране. Американский журналист и писатель, специализирующийся на международных отношениях, Скотт Хортон утверждает, что Хомейни для ЦРУ был «своим парнем», поэтому они особо не переживали за смену власти и даже помогли шиитам ею завладеть. Вообще большую часть своих врагов американцы успешно создали сами.

По мнению Скотта Хортона, антиамериканский разворот аятоллы произошёл, когда Картер по настойчивой просьбе Дэвида Рокфеллера, друга иранского шаха, разрешил Пехлеви эмигрировать в США для лечения онкологии. Хомейни воспринял это как свидетельство намерения американцев восстановить в Иране монархию. После этого происходит захват американского посольства в Тегеране со взятием сотрудников в заложники. До сих пор не ясно, было ли это приказом иранского лидера или стихийным актом. На тот момент власть религиозных фундаменталистов была ещё очень слабой и в стране господствовала своего рода анархия: прежние государственные институты были разрушены. Среди заложников были агенты ЦРУ. Профессор Рой Касагранда выдвигает версию, что Рейган, соперник Картера на выборах, дал взятку военным из Ирана, чтобы они не заключали сделку по освобождению заложников с администрацией Картера, а заключили её с ним в случае его победы. В результате ситуация с заложниками стала тем фактором, что оказал значительное влияние на проигрыш действующего на тот момент президента, а освобождение заложников Рейганом сильно укрепило его авторитет.
Ирано-иракская война
Ещё одной креатурой ЦРУ на Ближнем Востоке был иракский диктатор Саддам Хусейн. Есть данные, что Хусейн был на зарплате ЦРУ в 1959 году, когда он планировал покушение на иракского лидера генерала Абу Аль-Карима Касема. Позже, в 1963 году, американцы помогли Баас (иракская политическая партия, которую возглавлял Саддам Хусейн. – «Стол») совершить переворот и свергнуть Касема.