Иран и Израиль. Откуда взялась война? Часть 2

В своей статье Павел Жуков представляет двенадцатидневный июньский военный конфликт Израиля и Ирана как региональное соперничество двух держав. Но это не просто соперничество, а борьба за выживание, в которой жертва – не Израиль, как это подаёт большинство западных медиа

Израильские войска проводят операцию в районе города Джабалии (сектор Газа). Фото: Пресс-служба ВС Израиля/РИА Новости

Израильские войска проводят операцию в районе города Джабалии (сектор Газа). Фото: Пресс-служба ВС Израиля/РИА Новости

Ответ на статью «Израиль и Иран: гонка ядерного вооружения»

Начало читайте здесь

Реакция российских оппозиционных эмигрантов на нападение Израиля на Иран

Интересно отметить реакцию российских оппозиционных политиков и журналистов, которые покинули РФ из-за СВО. На Западе, как и среди так называемых российских либералов, существует устойчивый нарратив, в рамках которого Иран – это режим религиозных фанатиков, который к тому же поддерживает ближневосточных террористов. 

Например, Леонид Волков (внесён в реестр иноагентов и перечень экстремистов и террористов), экс-глава ФБК (ФБК; включён Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признан экстремистской, а также нежелательной организацией и запрещён в России), по поводу нападения Израиля на Иран написал следующее: «Режим аятолл ставит своей целью уничтожение Израиля. Поэтому агрессию Нетаньяху нельзя назвать ничем не спровоцированной». Оказывается, агрессию вполне можно спровоцировать, и в таком случае она вполне легитимна! Можно нападать первым, если считаешь, что другое государство представляет угрозу твоему. 

Майкл Наки (признан иноагентом) заявляет: «Израильская ответка показала, что Израиль с самого начала был прав!».

Илья Варламов (признан иноагентом) тоже считает, что Израилю нельзя было не нападать: «Израиль понял, что нужно действовать, что по-другому нельзя, и нанёс упреждающий удар». Оказывается, упреждающие удары могут быть вполне легитимной вещью, главное чтобы их наносила «правильная» страна.

Гражданин Израиля Максим Кац (признан иноагентом) также не собирается покидать страну в знак протеста против «агрессии», потому что она, на его взгляд, совершенно оправдана. «Теперь у иранской элиты вырисовывается два сценария: воевать до последнего или смириться с проигрышем и пойти на урегулирование с Израилем и США», – заявлял российско-израильский поборник мира и враг иранских «агрессоров» после нападения Израиля.

Кто самый агрессивный на Ближнем Востоке?

Ещё в 2002 году Джордж Буш назвал «ось зла», в которую включил Иран, Ирак и КНДР. Наверное, сейчас сюда ещё присоединят Россию с Китаем. Если послушать американцев и израильтян, Иран это самое страшное государство Ближнего Востока: диктатура, власть религиозных фанатиков, спонсор терроризма, ну и, конечно, антисемит. 

Максим Кац (признан иноагентом) рассказывает, что в современном мире такие государства-агрессоры, как Иран, пользуются миролюбием демократий, чтобы проводить свою варварскую внешнюю политику.  Демократии долго терпят, но когда злодей уж совсем распоясается, тогда они его наказывают, вставая на защиту свободы, мира и прав человека. 

На Ближнем Востоке, получается, есть два полюса: миролюбивый демократический Израиль и агрессивный теократический Иран. Но почему-то самый поверхностный обзор истории данного региона такому раскладу, мягко говоря, несколько противоречит.

Сколько с момента своего образования в 1948 году начал войн Израиль? 

1. «Война за независимость» 1948 года, как она называется израильской пропагандой, была колониальной захватнической войной, когда Израиль ещё до вступления арабских армий на территорию Палестины изгнал около 300 тысяч палестинцев из палестинских городов и деревень. После сионисты провели этническую чистку и прогнали без права возвращения ещё 750 тысяч человек, уничтожили или захватили 350 палестинских городов и деревень.

2. В 1956 году Израиль атаковал Египет во время Суэцкого кризиса.

3. В 1967 году Израиль атаковал Сирию, Египет и Иорданию, оккупировав сектор Газа и Западный берег в ходе Шестидневной войны.

4. В 1982 году Израиль вторгся в Ливан и оккупировал его до 2000 года. 

Израильские войска в Южном Ливане. Фото: P.mielen/Wikipedia
Израильские войска в Южном Ливане. Фото: P.mielen/Wikipedia

5. В 2006 году Израиль снова вторгся в Ливан. 

6. В 2024-м и 2025 годах Израиль продолжил обстрелы Ливана, несмотря на подписанное перемирие. При этом Хезболла не отвечала.

7. Израиль в 2024 году нанёс ракетный удар по иранскому консульству в Дамаске, что, по сути, стало объявлением войны двум государствам: Сирии и Ирану.

8. Израиль в 2024 году совершил теракт в Тегеране, убив главу политического бюро ХАМАС, с которым Тель-Авив вёл переговоры об обмене заложниками и военнопленными.

9. Израиль в 2024 году после свержения режима Башара Асада атаковал Сирию, уничтожил её ПВО и оккупировал ещё не занятую им часть Голанских высот.

10. В 2025 году Израиль начал войну с Ираном.

11. В 2025 году бомбил Сирию якобы для защиты друзов. 

Другие войны, которые формально начал не Израиль, всё равно являются прямым следствием агрессивной политики Израиля в регионе. К примеру, Война судного дня, когда коалиция арабских государств атаковала Израиль с целью освобождения территорий, захваченных израильтянами в 1967 году. 

Количество войн, которые после 1945 года начал Иран, – ноль! Сколько стран оккупировал после 1945 года Иран? Ноль. Но получается, что Иран агрессор, а Израиль только защищается. 

Религиозные фанатики

Израильская и западная пропаганда настаиваюют, что Иран не просто диктатура, а диктатура теократическая. При этом стоит отметить, что еврей не может получить израильское гражданство по закону о репатриации, если он христианин. То есть израильский режим, который формально светский, национальную идентичность в той или иной степени связывает с религией. 

Вообще Израиль полутеократическое государство. Например, раввинский суд по ряду полномочий приравнивается к окружному суду. «В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом, наследованию и т. п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон», – сообщает статья в «Еврейской энциклопедии». В Израиле в субботу не работает общественный транспорт; запрещены импорт и продажа свинины; запрещены нерелигиозные браки и разводы.

Если теократия является признаком варварства в современном мире, то почему главные союзники США на Ближнем Востоке абсолютные теократические монархии? Ни разу не встречал критику режима Саудовской Аравии или Катара, в котором находится самая большая военная база американцев на Ближнем Востоке. 

Фото: MIGUEL BAIXAULI/Unsplash
Фото: MIGUEL BAIXAULI/Unsplash

В Иране, Саудовской Аравии и Катаре за переход из ислама в христианство казнят (для женщин в Иране положен пожизненный срок). В Израиле, конечно, пока христиан не казнят (хотя убивают в Газе), но они по-прежнему переживают сильные гонения. Почему-то я ни разу не слышал со стороны Запада и США обличения в варварстве израильтян, саудитов и катарцев.

Да, теократия – проблема для Ирана. Свобода совести – это одна из базовых свобод, без которых не может нормально развиваться общество. Как христианина меня не может не возмущать преследование христиан в любой стране. Хотя что касается Ирана, тут есть ответственность Запада, прежде всего США. Иранцы так настороженно относятся к христианам, потому что от христиан после 1945 года они ничего хорошего не видели, только смену режима, санкции, агрессию и проч. Если бы США выстраивали нормальные отношения с Ираном, которые сейчас выгодны самой Америке, а не шли на поводу у Израиля, то ситуация была бы иной. Это, конечно, не снимает ответственности с иранского режима за преследование христиан.

Единственная демократия на Ближнем Востоке

«Единственная демократия на Ближнем Востоке» – так обычно называют Израиль в Израиле и на Западе. Но очень странно называть демократией страну, которая ведущими правовыми (в том числе и израильскими) правозащитными организациями признана государством апартеида (официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканском Союзе и Южно-Африканской Республике Национальной партией с 1948-го по 1994 год; проявление расизма в государственной практике). Три миллиона жителей Западного берега реки Иордан живут под жестокой военной оккупацией. Они лишены базовых прав, подвергаются как индивидуальным, так и коллективным систематическим репрессиям. В отношении к палестинцам с израильским паспортом в Израиле действует практика системного расизма.

Не Иран, а Израиль судят в Международном суде справедливости по обвинению в геноциде. На израильского премьера и бывшего министра обороны Международный уголовный суд выписал ордер на арест, их обвиняют в военных преступлениях и использовании голода как оружия. У палестинских матерей нет молока из-за голода, детского питания также нет, потому что Израиль особенные ограничения ввёл на смеси для младенцев. Я, конечно, осуждаю иранский режим за то, что он заставляет женщин носить хиджаб, но это ни в какое сравнение не идёт с тем, что израильтяне морят голодом два миллиона человек, половина из которых — дети.

Политическое устройство Ирана вполне демократично и уж точно более демократично, чем режимы абсолютных монархий Саудовской Аравии и Катара. Вообще в Иране довольно уникальная политическая система, аналогов которой нет в мире. На мой взгляд, она не менее, а может даже, более демократична, чем американская. Верховный лидер, или рахбар, которым сейчас является великий аятолла (почётный титул богослова) Али Хаменеи, – выборная должность. Его избирает совет экспертов, но сами члены этого совета избираются на восемь лет путём народного голосования. Также в Иране существует парламент и президент, который тоже избирается народом максимум на два срока подряд. В интернете много материалов по нарушениям прав человека в Иране, но нигде я не нашёл обвинений в том, что в этой стране выборы сфабрикованы. 

Иран – спонсор терроризма

Ещё один ярлык, который навешивают на Иран, – то, что он источник ближневосточного и мирового терроризма. Но терроризм на Ближнем Востоке появился благодаря сионистам, которые практиковали его как метод борьбы с коренным населением Палестины и британскими войсками. Потом этот метод восприняло палестинское сопротивление, которое боролось с сионистским режимом. После 1948 года сионисты занимались терроризмом в государственных масштабах, используя официальные силовые структуры и называя это самообороной.

Исламский терроризм – наиболее распространенная форма терроризма – главную поддержку получает из Саудовской Аравии. Но этой страны – поразительно! – нет в списке стран спонсоров терроризма на сайте госдепа США. Большая часть террористов, совершивших теракт 11 сентября 2001 года, были саудитами, их главные базы находились в Пакистане (в Афганистане размещались только тренировочные лагеря). Но США почему-то напали на Афганистан, а не на Саудовскую Аравию и Пакистан. То есть самый страшный теракт в истории США совершили граждане их союзника на деньги их союзника, но главный террорист при этом – Иран! В 2016 году газета New York Times писала: «Королевство, являющееся союзником США, потратило неисчислимые миллионы на продвижение ваххабизма – радикальной формы суннитского ислама, которая вдохновила террористов 11 сентября и которая теперь подпитывает “Исламское государство” (организация признана террористической в РФ и запрещена)».

Башни ВТЦ 11 сентября 2001г. Фото: Robert Levine/Wikipedia
Башни ВТЦ 11 сентября 2001г. Фото: Robert Levine/Wikipedia

Иран называют спонсором терроризма из-за поддержки Хезболлы, ХАМАСа и шиитских группировок на территории Ирака. Но это совершенно нормально для страны, которая постоянно подвергается агрессии сильнейшей державы на Ближнем Востоке при прямой поддержке сильнейшей державы в мире. Иран ищет себе союзников в регионе и защищает себя, используя различные прокси. Он не может напрямую конкурировать в военной мощи с ядерным Израилем, за спиной которого стоит США, поэтому защищает себя, находя союзников, даже если они сунниты из палестинского сопротивления. 

Знаменитая Хезболла – это ливанские шииты. Дело в том, что в 1982 году, когда израильская армия вторглась в Ливан, сражаясь с ООП (Организация освобождения Палестины), большая часть шиитов была рада этому вторжению. У шиитов исторически враждебное отношение к суннитам, отсюда вытекали напряжённые отношения с палестинцами, которые до 1982 года жили в Ливане. Вообще, если бы Израиль не вёл себя как агрессор и захватчик, то ливанские шииты могли бы быть их союзниками. Но так как сионисты, изгнав ООП из Ливана, остались там как оккупанты, то они обратили против себя всё шиитское население страны. 

Хезболлу считают террористической организацией 26 стран, в основном это страны Запада, то есть союзники США и Израиля. Но в 2024 году Арабская лига, состоящая из суннитских стран, исключила Хезболлу из списка террористических организаций. Также Хезболла никогда не состояла в списке террористических организаций ООН и не считается таковой в большинстве (!) стран мира. 

Что касается ХАМАС, то эта организация, как я уже писал ранее, появилась во многом при поддержке сионистского режима и финансировалась до 7 октября в том числе при посредстве Нетаньяху. ХАМАС не признан террористической организацией ООН, он является легальной политической организацией палестинцев, пришедшей к власти путём демократических выборов. Вооруженная борьба ХАМАС с Израилем – это законное право палестинцев бороться за свободу своего народа и своей земли с агрессором и оккупантом. Что, конечно, не оправдывает террористические методы борьбы, которые использует палестинское сопротивление. Но, повторюсь, палестинский терроризм не идёт ни в какое сравнение с израильским. Да, это не оправдывает преступлений палестинских ополченцев, но показывает: корни любого насилия в Палестине – израильская оккупация. Поддерживая палестинское сопротивление, Иран прав как в рамках международного законодательства, так и с этической точки зрения.

Также странно обвинять Иран в поддержке шиитских группировок в Ираке. Шииты – союзники Ирана. В регионе, в котором так много врагов, начиная с суннитских монархий и заканчивая Израилем и США, ты будешь использовать любую возможность для самообороны. При этом Ирак стал очагом нестабильности, родиной ИГИЛ (организация признана террористической в РФ и запрещена) благодаря тому, что Израиль через лобби продавил американское вторжение в эту страну в 2003 году.

Американские ястребы часто оправдывают антииранскую политику тем, что, мол, иранцы убивали американцев. Приводится в пример теракт, совершённый в Бейруте в 1983 году, когда террористы-смертники взорвали сначала казармы с американскими военными и через несколько минут другое здание с французскими. Ответственность на себя тогда взяла ливанская террористическая организация. Американский министр обороны Каспар Уайнбергер заявил, что неизвестно, кто совершил эти теракты. Были высказаны предположения, что операция была проведена Хезболлой. Но нет точных сведений о том, существовала ли Хезболла в то время. В любом случае нет свидетельств того, что к этому как-то был причастен Иран. Американцам стоит в первую очередь спросить самих себя: что делали эти «миротворческие силы» в Ливане? Никакому миру они там не содействовали. Осенью 1982 года боевики ливанской партии Катаиб при поддержки израильской армии устроили резню в палестинских лагерях для беженцев в Сабре и Шатиле, где на тот момент были только гражданские, большинство из которых женщины и дети. Американцы также ответственны за эту бойню потому, что в том числе под их гарантии безопасности бойцы ООП покинули Ливан. Американцы ничего не сделали, чтобы защитить невинных людей, и, как и израильтяне, стали соучастниками массового убийства. 

Как мы видим, все обвинения против Ирана – часть одной большой пропагандистской кампании, цель которой – дискредитировать тех, кого Израиль считает своим главным геополитическим противником в регионе. В последней части мы поговорим о том, действительно ли иранские власти мечтают устроить ядерный армагеддон.

Окончание следует

Читайте также