Но именно в этих непростых общественно-политических условиях профессиональные сообщества собираются для выработки своих корпоративных этических норм. Мы уже публиковали кодекс чести и достоинства школьных учителей.
Кодекс преподавателей вузов отличается от него, но он точно так же рождался из очень конкретных проблем, ситуаций и моральных дилемм, с которыми сталкивались члены инициативной группы и их коллеги.
«В моём образе вуза центральное место всегда занимала кафедра, – говорит доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Юлия Балакшина. – Здесь велись жаркие научные споры, рождалась мысль, формировалась школа, люди росли в научном и просто человеческом плане. Во что превращается кафедра сегодня? Сборище случайных людей, собранных администрацией, исходя из индекса Хирша. Банка с пауками, в которой идёт борьба за нагрузку». То, что нам нужно сегодня, считает она, – это этика личной ответственности за пространство нашей жизни – в частности, за сохранение смысла, образа, духа кафедры. Важна именно личная ответственность, потому что уповать на изменение системы не приходится.
Все мы люди взрослые. И студенты – формально – тоже. Но когда, выезжая на практику, преподаватель, не смущаясь, живёт в одной палатке со студенткой, возникает масса вопросов этического плана. «У этого преподавателя в каждом из выпусков была любовница-студентка. Трудно судить о добровольности этих отношений... Ко мне он, в частности, обращался в качестве покровителя такой студентки, просил отнестись к ней на экзамене максимально лояльно, – рассказывает бывший преподаватель Тверского государственного университета Игорь Корпусов. – Эта ситуация очень развращающе действовала на остальных студентов, сильно снижала общую дисциплину». Попытка обсудить эту проблему в деканате ни к чему не привела. Сотрудники воспринимали эти романы преподавателя со студентками как увлекательный сериал: им было интересно, которая из девушек будет следующей.
Автор этой публикации – по совместительству преподаватель двух московских вузов, МосГУ и РАНХиГС. Лично мне наибольшие моральные страдания доставляет установка от руководства видеть в студенте прежде всего клиента, который приносит вузу деньги. А клиента, как известно, огорчать нельзя – ни сложными заданиями, ни плохими оценками.
Кодекс, конечно, не решит всех наших корпоративных проблем. Но иногда озвученная норма – это уже неплохо. По крайней мере для первого шага.
КОДЕКС ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Опираясь на традиции университетов, имеющих права автономии, академические свободы и солидарность преподавательской корпорации, учитывая современные вызовы, стоящие перед каждым преподавателем высшей школы России, мы считаем, что честь и достоинство преподавателя предполагают сегодня приверженность следующим принципам:
- Устойчиво доброжелательное отношение к коллегам, студентам, сотрудникам вуза, личностный подход, при котором учащий и учащийся человек должен быть важнее учебной и административной задачи.
- Ответственное отношение к качеству преподавания и научных исследований независимо от навязываемых коммерческих интересов и требований финансовой рентабельности.
- Приоритет личного общения, а не докладных записок, в разрешении профессиональных и этических конфликтов.
- Сохранение высокого уровня университетской культуры как внутри сообщества, так и в отношениях за его пределами.
- Защита университетской среды от грубых нарушений этики, в том числе от проявлений сексуального домогательства и иного давления на личность с использованием служебного положения.
- Несогласие с дальнейшей бюрократизацией и формализацией российского высшего образования, в том числе через активную позицию при обсуждении вопросов возрастающей отчётности, находящихся в компетенции вуза.
- Приложение своих сил к тому, чтобы кафедра оставалась центром развития образования и науки, местом достойных личных отношений, взаимной поддержки.
- Защита интересов преподавательского сообщества перед администрацией, взращивание и проявление корпоративной солидарности, в том числе в вопросах сокращения и распределения ставок, притеснения «несговорчивых» преподавателей, давления администрации вуза при проведении конкурсного отбора и выборов на различные должности.
- Отстаивание свободы членов преподавательской корпорации и студентов участвовать или не участвовать в выборах и других политических акциях; посильная помощь студентам в реализации их прав и свобод.
- Отказ от участия в различных идеологических мероприятиях вуза, ясное выражение несогласия с их проведением; обоснованный выход в публичное пространство при невозможности преодолеть ситуацию очевидной неправды, лжи или насилия.
Преподаватели, поддерживающие
Форум национального покаяния и возрождения
«Имеющие надежду»:
Юлия Балакшина (Санкт-Петербург)
Виталий Черкасов (Коломна)
Игорь Корпусов (Тверь)
Алина Гарбузняк (Москва)
Алексей Кузьменко (Москва)
Людмила Сазонова (Москва)
Юлия Васильева (Екатеринбург)
Тамара Мещерякова (Томск)
Елена Колотнина (Екатеринбург)
Алла Кныш (Екатеринбург)