Царь с характером
Алексей Михайлович, сын первого царя из династии Романовых, родился 19 марта (по новому стилю) 1629 года. В пять лет у него появился «воспитатель» – боярин Борис Морозов. Это обстоятельство сильно повлияло на будущего правителя. Дело в том, что Морозов являлся рьяным приверженцем прогрессивных взглядов. Он считал, что Русь – неотъемлемая часть Европы, но сохранившая свои традиции, культуру и, конечно, религию. Борис считал, что стране нужны обновления, ведь без этого ей не выйти на новый уровень развития и не встать в один ряд с Западом.
Естественно, Морозов старательно приобщал юного воспитанника к таким взглядам через образование. Алексей быстро научился читать, познакомился со Святым писанием и другой литературой. Всего же в его библиотеке насчитывалось около сотни книг. Но Морозов понимал, что будущему русскому царю потребуются не только книжные знания и с детства учил его военному ремеслу.
На московский престол Алексей Михайлович вступил в шестнадцать лет. Церемония коронации состоялась 8 октября (по новому стилю) 1645 года. Ещё через два года он женился на Марии Милославской. При этом наставник царя Морозов заключил брак с её сестрой Анной и, казалось, получил неограниченную власть. На деле такая самоуверенность сыграла с Морозовым злую шутку. Алексей Михайлович был не так прост.
Юный и набожный государь отличался мягким и добродушным характером, любил соколиную и псовую охоту, особое место в его жизни занимали церковные книги. Алексей Михайлович соблюдал посты и исполнял все необходимые обряды, но при этом мог быть и другим – жёстким, упрямым и настойчивым. Он прекрасно видел, как власть повлияла на Морозова, но поспешных выводов не делал. В начале правления государь советовался с боярином, однако постепенно стал отдаляться от него. И как показало время – не зря.
Два наставника для государя
К середине XVII столетия соль играла важную роль не только на столах жителей России, но и в экономике государства. Однако Морозову и его приближённым показалось, что можно увеличить поступления в казну за счёт новых пошлин на продажу соли. Борис к тому времени уже окончательно потерял связь с реальностью и не понимал, к чему приведёт данное решение. Итог – бунт в 1648 году, вошедший в историю под названием «Соляной».

Во всех своих бедах мятежники обвиняли Морозова и его соратников, поэтому потребовали от государя его выдачи. Но Алексей Михайлович не мог так поступить со своим наставником. Понимая, что разъярённая толпа растерзает Бориса, государь отправил его в Кирилло-Белозерский монастырь. Затем отменил пошлины, а в 1649 году созвал новый Земской собор и принял Соборное уложение, поставив точку в процессе формирования и юридического закрепления крепостного права.
Экстренные меры помогли. Недовольство, конечно, осталось, но ситуация стабилизировалась. К тому времени Алексей Михайлович вернул Морозова в Москву, и тот даже поучаствовал в создании Соборного уложения, но былого влияния на государя вернуть не смог.
Как известно, свято место пусто не бывает. Алексей Михайлович был человеком, которому требовался не просто приближённый советчик, а именно друг. Морозов на эту роль уже не подходил. Государь осознавал, что после возвращение воспитателя народ может почувствовать себя обманутым и начать новый бунт. В это время «вакантное» место друга царя занял патриарх Никон. Набожный государь увидел в нём единомышленника, на которого можно было положиться. Никон пользовался уважением царя и имел на него большое влияние, что и привело в итоге к знаменитой церковной реформе. Патриарх решил отредактировать русские богослужебные книги, а также подновить некоторые церковные обряды, чтобы приблизить их к греческим образцам. Однако далеко не все были с этим согласны. Церковная реформа шла с пробуксовками, поскольку созванный Московский собор предложил проводить изменения не только в соответствии с греческими традициями, но и сохранить русские устои. В Церкви начался раскол.
Усугубил ситуацию и конфликт Алексея Михайловича с Никоном. Патриарх стремился стать соправителем государства, поскольку в его представлении светская власть должна была находиться в подчинении у церковной. И этим вызвал недовольство царя, придерживавшегося противоположной точки зрения. С раздражением к Никону относились и представители знатных боярских родов. Они выступали против его чрезмерного интереса к государственным делам, поскольку патриарх происходил из крестьянской семьи.
Найти разумный компромисс Алексею Михайловичу и Никону не удалось. Произошёл окончательный разрыв, который привёл к церковному суду, где патриарха лишили звания и приговорили к заточению в монастырь. Однако отменять реформу Алексей Михайлович не стал. Более того, многие из противников реформы были отлучены от церкви.
История повторилась. Алексей Михайлович лишился и второго человека, которого когда-то воспринимал не только как друга, но и как наставника. Однако к этому времени государь уже крепко стоял на ногах. И ему больше не требовались «воспитатели».

Военное поприще
Занимаясь внутренними делами, не забывал государь и о внешних. России требовалось не просто заявить о себе в Европе, но и подкрепить это силой оружия. И поэтому Алексей Михайлович продолжил военные реформы, которые начал его отец в 1630-х годах. Государь сделал ставку на развитие не только новых полков иноземного строя, но и старых. Вся армия была значительно технически усилена и увеличена численно. Особое внимание Алексей Михайлович уделил огнестрельному оружию. Упор был сделан на развитие артиллерии. В создании новых пушек и мортир принимал участие и сам государь. А для проведения нужных реформ царь пригласил в Россию лучших военных специалистов из Европы. Он понимал, что без передового западного опыта ему сейчас не обойтись.
Военная реформа принесла плоды во время войны с Польшей, длившейся с 1654-го по 1667 годы. Драгунские и гусарские полки, поместная конница и стрельцы при поддержке пушкарей заставили давнего врага России подписать мирное соглашение, по которому поляки отказались от Смоленска и Киева, а также признали власть Москвы над левобережной Малороссией. Это был серьёзный успех. Алексей Михайлович сумел вернуть часть исконно русских земель, которые были потеряны ещё в четырнадцатом столетии. Например, тот же Киев в 1362 году оказался в составе Великого княжества Литовского. А спустя двести лет «прописался» в Речи Посполитой.
Успешными оказались походы казаков и стрельцов на Восток. Они пробрались за Урал, основали новые города, которые стали частью Русского царства. В 1648 году был основан Симбирск (сейчас Ульяновск), а через десять лет появился Нерчинский острог, а Иркутск начал свою историю с 1661 года.
Не обошлось и без военных неудач. Алексей Михайлович попытался отвоевать часть земель у шведов в Ливонии. Но каких-либо положительных результатов та война России не принесла, поскольку в неподходящий момент обострился конфликт с поляками. У Москвы не хватило сил воевать на два фронта.
Есть у Алексея Михайловича и ещё одна заслуга. Образованный государь, отличавшийся широким кругозором, мечтал о появлении в России собственного военно-морского флота, но доступно России было тогда лишь Каспийское море. Оно-то и стало отправной точкой для российского флота. Москве удалось договориться с Персией о торговле через Каспий. Охранять парусные караваны должны были русские суда. Пришлось в экстренном порядке строить первый полноценный мореходный корабль, который назвали «Орёл». Полтора года шла работа над трёхмачтовым парусно-гребным судном. И в мае 1669 года «Орёл» расправил свои паруса над Каспием. Однако проявить себя в бою «Орлу» не пришлось. Корабль был захвачен казаками Степана Разина в 1670 году. Несмотря на короткую жизнь, именно это судно можно считать нашим началом в военно-морском деле. Так считал и Пётр I, сын Алексея Михайловича. Он говорил: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское».
Во время правления Алексея Михайловича Россию сотрясло одно из самых сильных восстаний в истории – Крестьянское восстание. Донской казак Степан Разин доставил много проблем государю и его войскам, ожесточённое противостояние длилось с 1667-го по 1671 годы. Москва устояла, мятежники были разбиты, а Разина казнили на Болотной площади.