В мире сломанной коммуникации

Одиночество может быть проклятием для человека. Но как это происходит, если мы всё время находимся в контактах друг с другом

Фото: angelo cornejo/Unsplash

Фото: angelo cornejo/Unsplash

Осень. Люди разбредаются по норкам. А социологи и психологи вновь бьют тревогу. Первые фиксируют новые всплески эпидемии одиночества, вторые предостерегают о пагубности изоляции. Не отстают и художники. Тема разобщённости всё глубже проникает в искусство. В петербургской «Эрарте» целая отдельная экспозиция открылась «Остров уединения». И она тоже вовсе не про спасительность затворничества и важность встречи с самим собой, а про боль отверженности. Одиночество – проклятие современного человека. Но как так получилось? Ведь мы постоянно в обществе?

Действительно, сегодня трудно представить абсолютно изолированного от социума индивида. Даже в самом малонаселённом пространстве человек чем-то занят: учится или работает, решает какие-то бытовые вопросы, имеет какой-то досуг. Всегда есть какое-то взаимодействие. И у самых безнадёжных интровертов, и при выборе дистанционных форматов занятости. Интернет, к слову, тоже вполне себе площадка для общения. Если говорить о крупных городах, то тут вообще раздолье. Как можно страдать от одиночества, когда столько сообществ по интересам? Есть книжные клубы, танцы, квизы, компании любителей шахмат или велосипедных прогулок. Причём многое бесплатно, потому что развивается на голом энтузиазме.

А люди всё равно мучаются, остаются одни. Нет, не все. В том-то и дело: одни умудряются знакомиться в домовом чате или в очереди у кассы в магазине, знакомятся и становятся друзьями на годы, создают семьи. А другие никак не встретят родную душу даже в специальных местах для знакомств и общения. И последних почему-то становится всё больше и больше.

Причин много. Это и бешеные скорости современного мира – когда всё на бегу, общение становится поверхностным, социальные связи не успевают стать прочными. Это и культ индивидуализма – коллективизмом наелись в XX веке, теперь каждый блюдет границы. Это и страхи, нежелание открываться, доверяться другому, чтоб об него не пораниться. И даже материальный аспект имеет значение: если думаешь только о хлебе насущном, то досуг и общение становятся непозволительной роскошью, да и не хочется быть социальным приживальщиком.

Но я хочу особо выделить ещё одну причину. Речь об утрате людьми самого навыка вдумчивого общения, поломке коммуникации.   

Мир реально раздробился на какие-то немыслимые микровселенные. Часто не работают уже ни общность интересов, ни взаимная нужда. Одно часто оказывается формальным, другое – кажущимся. Вроде бы оба любят читать, но один упивается детективами, а другой предпочитает классику, и никто по-настоящему не готов заглянуть в мир другого – неинтересно, непонятно, энергозатратно. О чём им говорить и как? Или один мечтает найти кого-то, с кем было бы здорово обмениваться идеями, учиться вместе новому, а другой вообще не умеет вступать в диалог, для него любая встреча – это сольное выступление. Вроде бы есть определённые правила коммуникации, но кто о них сегодня думает?

Не так давно я узнала, что одно книжное сообщество практикует среди участников рандомные встречи. Мало ли кто хочет общения не только в группе, но и более вовлечённого, тет-а-тет, и при этом стесняется его инициировать. Бот подключили, который подбирает пары по принципу жеребьёвки. В принципе, это даже по-своему интересно, никогда не стоит недооценивать фактор случайности. Особенно в нашем насквозь рационализированном мире.

Я разговорилась с участником этой социальной игры. Он объяснил свой интерес к эксперименту желанием найти своих. Он любит литературу, но работает на заводе, а там обсуждают рыбалку и футбол. Он счастлив в браке, но, увы, жена совсем не про книжки. Есть брат, но он читает хорошо если хотя бы этикетки на упаковках с продуктами. Однако и опыт рандомных встреч с «книжниками» не задался. Человек хотел с кем-нибудь поговорить о Горьком, а на встречу пришла девушка, усмотревшая в необычном формате романтическую подоплёку, – расстроилась. Правда, быстро переключилась, перевела тему на религию, но, говоря о Деве Марии, опять так расчувствовалась, что разрыдалась. Можно представить себе замешательство мужчины!

И сколько таких казусов в наше время! Особый жанр, заполнивший соцсети, рассказы о свиданиях пользователей дейтинговых приложений. Это настоящая фантастика, что-то о параллельных мирах, далёких галактиках. Серьёзно. И дело не в разности взглядов, интересов и жизненного бэкграунда. Люди в принципе говорят на разных языках и каждый о своём, у людей вообще никак не пересекаются представления об уместности тех или иных тем или действий.

Повторюсь, коммуникация поломалась. И мало кто понимает, как настроить всё обратно. Раньше работали социальные условности, действовал какой-никакой этикет. Теперь кто в лес, кто по дрова: разрыдаться, впервые встретившись с человеком, абсолютно на ровном месте? Запросто! Такая вот пылкая натура. А что лучше скрывать чувства, лицемерить, врать? А как же искренность? Битый час рассказывать новой знакомой про свою работу в брокерской компании, не давая сказать ни слова, не замечая, что девушка заскучала, устала, замёрзла, проголодалась? Легко! Надо же показать, как ей повезло встретить такого серьёзного человека. 

Многие отмахнулись от условностей, от понятных алгоритмов как от чего-то формального, искусственного, только мешающего. Но оказалось, без ничего не значащих докучливых мелочей не вырастает и ничего глубокого. Сначала человек забывает об элементарной вежливости, не считает нужным быть даже тактичным, игнорирует невербальные сигналы собеседника, а потом удивляется, что никто не хочет всматриваться в его богатый внутренний мир, не хочет его понять. Или, наоборот, совершенно не считаясь ни с обстоятельствами, ни с реальными потребностями других, кто-нибудь, минуя все этапы сближения, лезет ко всем подряд с участием, помощью, глубокомысленными разговорами и тоже недоумевает: что ж его, такого хорошего, сторонятся?

Да, многое должно совпасть, чтобы люди по-настоящему потянулись друг к другу. Но прежде снова нужно научиться ориентироваться в социальном пространстве, видеть, слышать, чувствовать другого, искренне другим интересоваться. А пока другой – только средство (развеять ли скуку, заглушить ли тоску), с эпидемией одиночества нам не сладить.    

Читайте также