Слово «промпт» стало одним 12 главных слов 2025 года, по мнению Грамоты.ру – экспертного ресурса в области русского языка. Промпт – это текстовый запрос для нейросети.
В шорт-лист слов-номинантов также вошли лимб (состояние неопределённости), проявленность (актуализация себя, своих качеств), зумер (представитель поколения Z), ред-флаг (предупреждающий знак в отношениях), пупупу (междометие-оберег, защита от сглаза), сигма (успешный и независимый мужчина-одиночка), имба (нечто выдающееся, от «imbalanced» в геймерском сленге), выгорание (эмоциональное истощение), слоп (небрежный, расслабленный стиль в одежде), брейнрот (информационный мусор, «гнилые» мысли) и подсветить (акцентировать внимание на чём-либо). Наверное, каждое из них достойно отдельного размышления. «Стол» выбрал слово «промпт» и решил поговорить о состоянии отечественного искусственного интеллекта (ИИ) с практиком – Константином Скобельцыным, директором ООО «Научная студия».
– Константин, какие угрозы создаёт ИИ в России?
– Не только в России – по всему миру. Мы слишком много доверили ИИ, а он нас подводит в неподходящий момент. К примеру, многие сейчас верят, что если там какому-нибудь ChatGPT или DeepSeek-у написать: «Создай мне правильную диету» или набор тренировок, то система это сделает специально под них. А если совет навредит? Можно ли предъявить обвинение, допустим, создателям СhatGPT? Или людям, которые передали совет ИИ другим, но что-то пошло не так?
– Нельзя, такие прецеденты в мире уже есть.
– А информационный фон уже создан такой, что мы верим: ChatGPT или DeepSeek справится лучше врача. В воздухе витает нарратив: нейросети – защита от всего. Это довольно опасное заблуждение. Или, например, кто-то надеется, что можно подключить к нейросетям какие-нибудь системы производства. Да, возможно, что-то будет сделано лучше. Но если системам ИИ дать слишком много свободы, слишком много от них потребовать или многого ожидать, можно очень сильно разочароваться. Это выльется в финансовые и другие издержки или большие потери.
Константин Скобельцын. Фото: из личного архива– Насколько реальна угроза создания суперинтеллекта, который погубит человечество, посчитав его невыгодным?
– Такой вероятности практически нет, потому что сейчас нейросети прежде всего обучают быть полезными и развиваться. Намного опаснее, если программа не так поймёт задачу и выполнит её плохо. А все доверятся ей как идеальной. Есть старое выражение, высказанное Аланом Кейджем: «Компьютер – это велосипед для мозга». Так вот искусственный интеллект – это автомобиль для мозга. Ему нужен человеческий мозг, чтобы хотеть, развиваться, понимать. Сейчас задача ИИ – снять избыточную когнитивную нагрузку с человеческого разума, сделать какие-то процессы легче.
– В каком состоянии сейчас находится искусственный интеллект России?
– К сожалению, мы отстаем от общемировой тенденции. В других странах ИИ уже умеют создавать короткие «осмысленные» видеоролики из гигантского набора видео- и аудиоданных. Собрать, перевести на нужный язык, анимировать и куда-то выложить. Из лучших наших, я недавно видел у GigaChat новый голосовой модуль, который превосходит западные аналоги в режиме прямого диалога. Наша компания внедрила не так давно умную систему видеоаналитики. Сейчас занимаемся платформой DeepCode, которая после одного запроса соберет цифровой продукт. Но говоря вообще, сейчас многие сведения по ИИ находятся в открытом доступе, и шансы догнать мир есть. Это потребует гигантских усилий, финансов и человеческого ресурса.
– Можем ли мы говорить о том, что мы не знаем всей правды, и огромное количество разработок засекречены?
– Честно: я не знаю. Но если и есть где-то секретные разработки в секретных лабораториях, я бы им настоятельно рекомендовал как можно быстрее их выкатить.
– Почему?
– Ну смотрите, когда мы говорим про искусственный интеллект, первое, что на ум приходит всегда – ChatGPT и DeepSeek. GigaChat и ЯндексGPT на ум практически не приходят, еще менее вероятна Qwen. И естественно, такие ИИшки не так быстро успевают масштабироваться, продвигаться в массы.
– Как в России практически применяется ИИ?
