Пока мир присматривается к австралийской инициативе, взвешивает «за» и «против». Но кто знает, возможно, совсем скоро мы увидим, как и другие государства начнут пересматривать свои подходы к тому, где проходит граница между правом ребёнка на доступ к информации и необходимостью защитить его от цифровых рисков.
Хочется сказать, что влияние социальных сетей и экранного времени на подростков действительно очень серьёзное. Оно влияет как на развитие мозга, так и на когнитивные функции, снижая концентрацию внимания, памяти, предрасполагая к СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). В цифровом мире ты можешь предстать более успешным, получить больше положительного внимания, затрачивая меньше усилий и где‑то скрывая свои недостатки. Такие идеализированные образы создают искажённые представления о мире, его ценностях, задают нереалистичные стандарты. Создаётся ощущение, что мир состоит из здоровых, успешных людей, вокруг которых почему-то происходят войны, трагедии и курьёзы. Кроме того, в сети возможна анонимность и связанная с этим безнаказанность, что предрасполагает к буллингу и хейту. А у каждого десятого подростка, имеющего бесконтрольный доступ к интернету и гаджетам, развивается цифровая зависимость.
Фото: pvproductions / FreePik
Но последней каплей для австралийцев стало исследование, которое поразило своими результатами: 96% детей 10–15 лет в Австралии пользуются соцсетями, 70% из них сталкивались с вредным контентом, каждый седьмой сообщал о грубом поведении взрослых, более половины становились жертвами кибербуллинга. Интересно, что родители, специалисты и политики объединились в решении поставить этому предел, что само по себе заслуживает внимания. Естественно, что сразу проявились и противоположные позиции и даже иски и угрозы в адрес правительства Австралии. Интересно, что истцами являются 15-летние Ной Джонс и Мэйси Нейланд, которые являются «типичными» представителями группы, на которую распространяется запрет. Естественно, их поддерживают некоторые взрослые.
Забавно, что с запретами на фастфуд в Австралии поступили более гибко. В этом случае использовали систему запретов, поощрений и просветительских мер, которые дали хорошие результаты. Но в случае с питанием больше страдает сам человек, а в данном случае влияние идёт на все общество за счёт роста депрессий, развития клипового мышления и появления новых форм зависимостей.