На первый взгляд, здесь спорно всё.
Во-первых, что теперь делать с Днём учителя, который традиционно считали своим праздником и учителя школ, и их коллеги в колледжах, и, конечно же, университетские преподаватели? Видимо, придётся слово «учитель» воспринимать исключительно в школьном смысле, а не в том возвышенно-обобщённом, который близок русскому уху.
Во-вторых, почему 19 ноября? Понятно, что это день рождения Михаила Ломоносова, о котором ещё Пушкин высказался торжественно и определённо: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Но всё же мы больше знаем о Михаиле Васильевиче как об учёном, чем как о преподавателе, хотя в 1746 году он начинает читать на русском языке публичные лекции по физике (впервые в истории, не спорю). Если всё-таки искать пример более яркого сочетания преподавательского и научного талантов, то логичнее было бы посмотреть в сторону историка, профессора Московского университета Василия Ключевского, читавшего свой блестящий курс по русской истории и в Московской духовной академии, и на Московских женских курсах В.И. Герье. Именно Василий Осипович сформулировал универсальное преподавательское кредо: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Этот принцип и по сей день стремятся сделать своим внутренним императивом те, кто, несмотря на усиливающееся внешнее давление и перманентное реформирование системы образования, по-прежнему в словосочетании «высшая школа» видят не только синоним казённого учреждения.
Наконец, в-третьих, как праздновать свой профессиональный день, когда будущее профессии видится более чем неопределённым? В эпоху всё большей индексации поточных научных (и научных ли?) статей, а не кропотливого исследовательского труда, всё большей цифровизации в отсутствие современных физических и химических лабораторий, всё большей коллаборации и экранирования, а не реального взаимодействия преподавателя и студента, как-то не очень празднуется. Где-то кому-то, может быть, и хорошо, но далеко-далеко не всем. Кстати, часть указанных проблем предвидел ещё Ломоносов, взывая, чтобы «большинство пишущих не превращало писание своих сочинений в ремесло и орудие заработка средств к жизни, вместо того чтобы поставлять себе целью строгое и правильное разъяснение истины».
Конечно, есть в нашей стране те вузы, где обрушение (или обнуление) принципов Ключевского и Ломоносова не так очевидно или где его смогли предотвратить. Но абсолютное большинство российских институтов дрейфуют в сторону массового высшего образования, даже не замечая здесь противоречия в термине. Массовый преподаватель, массовый студент – это, в конце концов, обезличенный человек, которому трудно дарить и принимать ту любовь, о которой говорил Ключевский. Поэтому неудивительно, что по результатам недавнего опроса НИУ «Высшая школа экономики» треть преподавателей российских вузов хотели бы сменить свою работу.
Там же, где такая любовь продолжает жить (пусть даже на отдельной кафедре или факультете), мы всегда увидим в действии три качества настоящей преподавательской корпорации: солидарность, независимость и стремление к истине и просвещению.
И вот здесь перейду к хорошему. Думается, что такие сохранные преподавательские сообщества, взыскующие духа корпорации, не будут застигнуты врасплох этим новым профессиональным праздником. Хотя бы потому, что там, где есть радость от своего повседневного дела и общения с коллегами и студентами, не надо придумывать, как этот праздник отметить, так как он уже есть, а остальное – дело творчества.
Что же делать всем прочим, погрузившимся в трудодни и утратившим радость бытия преподавателем – вместе с вдохновением и стремлением к новому, с навыком ставить вопросы и искать на них ответы, то есть со всем тем, что, по словам министра Фалькова, является «традиционными задачами» нашей профессии? Мы все знаем, что к решению этих задач хорошо бы стремиться как к конечному результату труда, но условий для нахождения результата будто бы не имеем, более того – окружающая данность часто способна увести нас ровно в противоположную сторону.
По-видимому, нужно создавать «праздничные условия» самому – там, где работаешь сейчас, и с теми людьми, с которыми видишься каждый день. Здесь важно проложить курс между сциллой жертвы и харибдой борьбы. Осознание себя жертвой образовательной (как и любой другой) системы не возвращает вдохновение и изначально бесплодно, так же как и в борьбе не обретается право (вопреки известному социалистическому лозунгу), а тем более преподавательское счастье; такая борьба иногда заставляет систему «сдать» на шаг назад, но никак не измениться. Рецептов идеального выхода из тьмы к свету у меня нет, а идеи первых возможных шагов – самые что ни на есть простые.
Я, например, думаю, что хорошо бы прямо со Дня преподавателя высшей школы устраивать с коллегами чаепития (или, в зависимости от предпочтений, кофепития) на более-менее регулярной основе. И где-то там, в этих внутрикорпоративных разговорах, попытаться договориться о других основаниях жизни в профессии, а там, глядишь, и начать их практиковать. Такими основаниями могут быть: приоритет человека (преподавателя, студента), а не административной задачи; качественный труд вместо «туфты»; приоритет этики и культуры перед бюрократическими понятиями и миром тотальной относительности; важность личного и общего осмысления происходящего в профессии и вузе; помощь, которая не ждёт приглашения, коллегам и студентам, оказавшимся в беде. У некоторых наших коллег такие встречи за чаем уже состоялись.
Попробуем и мы?
*Автор – кандидат исторических наук, сотрудник Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна).