Узнаваемый национальный стиль в архитектуре формируется под влиянием традиций, менталитета, климата и со временем меняется с учётом новых технологий и материалов. Изогнутые бамбуковые крыши, легкие прямоугольные асимметричные строения с раздвижными дверями характерны для Японии. Протяжённые криволинейные дома из дерева с крутыми склонами крыш и огромными окнами отсылают к традиционному ландшафту Скандинавии с её динамичным рельефом. Готические архитектурные элементы и витражи – это стиль серединной Европы. Ну и так далее.
В России понятие современного архитектурного стиля отсутствует. Все попытки создать что-то современное и русское обычно подразумевают лубок, пародию или заимствование. Без всяких попыток переосмысления и адаптации.
В августе 2024 года о том, что ведётся работа над новым русским стилем в архитектуре, объявил член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов. По его словам, в профессиональной среде началась разработка новой архитектурной доктрины: «Она будет строиться на двух китах: на глубине традиций и на современных технологиях. Предполагается, что пилотные проекты будут реализовываться также на территории новых регионов РФ. Время ставит перед отечественными зодчими важнейший вопрос ответственности за будущее русской архитектуры, без которой не может быть самой России».
Член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов. Фото: Союз архитекторов России
Один из первых проектов, который пытается воплотить новый русский стиль, реализовало архитектурное бюро «Мегабудка». Парк «Кудыкина гора» располагается недалеко от трассы М4, ведущей к Чёрному морю, близ города Задонска, на берегу Дона. Парк этот тематический, о чём красноречиво говорит даже его название – русское сказочное. Из достопримечательностей здесь имеется крупная и вполне натуралистичная скульптура Змея Горыныча и рубленая деревянная крепость «Город мастеров».
Архитекторы бюро Megabudka занимаются развитием парка уже несколько лет. «Центр гостеприимства», расположенный на берегу пруда и встречающий посетителей, идущих от парковки, пока считается зданием номер один, построенным в новом русском стиле. Лобби – с острой кровлей, полностью остеклённым торцом, круглым окном в щипце на противоположной стороне, множеством треугольных «слуховых окошек» в скате кровли со стороны пруда и застеклённым арочным «врезом» со стороны парковки. Стойка рецепции отделана деревянной «чешуей», немного напоминающей о лемехе, внутри лестница и балкон, над которым нависает пластичный полукруглый выступ. Кухня в стиле «мучной амбар», ресторан – скатная кровля с башней, напоминающей часовую, но без часов, а с круглым, из мелких реек, элементом на фасаде, похожим на часы, – а к пруду он обращён треугольным щипцом. Внутри ресторан орнаментален: здесь появляются деревянные зигзаги и красная керамическая облицовка…
Фото: megabudka.ru
То ли это, к чему нам готовиться? Для парка развлечений, может, это и подходит, но как среди этой сказочности и реконструкторства жить?
Есть подозрение, что чиновники хотят именно чего-то такого. Антрополог Михаил Алексеевский, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка», выступавший на дискуссии по поводу нового русского стиля в архитектуре в рамках выставки «Словарь современной архитектуры» в Музее архитектуры имени Щусева, рассказал про то, как при реализации проекта по развитию не очень большого города гостеприимные представители местной администрации привезли группу московских проектировщиков для вдохновения в поместье, видимо, принадлежавшее кому-то из высоких чинов Минобороны. Огромный зубчатый забор в виде частокола, брёвна высотой метра три, на которых не хватало голов врагов, насаженных на колья. Когда зашли за частокол, архитекторы и примкнувшие к ним антропологи и социологи увидели огромный терем из толстенных брёвен, и оказалось, что это была всего лишь баня. Дальше следовала конура для собаки – тоже из толстенных брёвен. В самом «барском» тереме всё богато декорировано… шубами как украшениями – хозяева в них выходят покурить. И всюду огромные плазменные телевизоры. Похоже, примерно так видят новый русский стиль высокопоставленные чиновники. Что-то в духе романа Сорокина «День опричника».
Антрополог Михаил Алексеевский. Фото: с личной страницы в vk.com
Я, кстати, тоже видела нечто подобное. В своих странствиях по Тверской области недалеко от города Твери, на берегу Волги, я напоролась на жуткую бревенчатую заброшку – целый городок, в котором, казалось, должна жить Баба Яга с примкнувшей к ней нечистой силой. Оказалось, что некто богатый и влиятельный пытался построить отель в древнерусском духе, но пожарные запретили его ввод в эксплуатацию. И не напрасно: в прошлом году прошла новость, что это сооружение сгорело. Полыхало так, что было видно за много километров.
Между прочим, поместье сидящего ныне в СИЗО заместителя министра обороны Тимура Иванова под Калязином всё в той же Тверской области с видом на знаменитую колокольню, отражает другое восприятие нового русского архитектурного стиля – ампир, высокий имперский стиль. Оно построено в духе усадьбы Глебовых-Стрешневых «Знаменское-Раёк», жемчужины русской усадебной архитектуры конца XVIII столетия.
Фото: Anton Tyagniy / Unsplash
Вообще, по словам Михаила Алексеевского, в народе как русский стиль воспринимаются три доминанты. Первое – изба, наличники, брёвна, срубы. Второе – церковная архитектура, преимущественно деревянные храмы: именно они вызывают большую эмоциональную реакцию. Из всей советской архитектуры признаётся сталинская архитектура (тот самый имперский стиль ампир, преобразованный советскими архитекторами). Конструктивизм для всего мира является главным архитектурным достижением советского времени, но широкому российскому обывателю он непонятен. За здания эпохи конструктивизма вписывается интеллигенция, обыватель больше за деревья переживает.
Негативно воспринимается всё советское, особенно среди молодого поколения: советская микрорайонная застройка, районы, кварталы, жилые массивы – эстетика сами знаете чего. И есть огромный запрос на современную архитектуру.
«Импортозамещение мировой архитектуры» сегодня стал идеологическим трендом «сверху». Российские архитекторы научились создавать архитектуру мирового уровня, а теперь предпринимают попытка «отстроиться» в сторону национальной традиции. Тренд есть, но во что выльется: в частоколы с плазменными телевизорами, в этакого «Сорокина на максималках»? Или во что-то более интеллигентное, современное, стильное?
Работать с идеями, смыслами, ценностями необходимо. Есть огромная потребность в том, чтобы, приехав в город, понимать, что попал именно в этот город, чтобы была невозможна ситуация, как фильме «Ирония судьбы», где всё и везде одинаково. Пересборка общества должна отразиться в самой консервативной и долговечной форме искусства – архитектуре. Но поскольку общество ещё не поняло, в какую сторону оно движется, архитекторы тоже в поиске.