«Бесконечные рельсы» механика-самоучки Блинова

В 1879 году была принята патентная заявка изобретателя Департаментом мануфактур и внутренней торговли на работу над вагоном с «бесконечными рельсами». Это была выдумка гениального изобретателя из крепостных крестьян Фёдора Блинова 

Фёдор Блинов. Фото: общественное достояние

Фёдор Блинов. Фото: общественное достояние

Фёдор Блинов – один из самых известных русских изобретателей. Крепостной крестьянин, ставший механиком-самоучкой, придумал не только трактор на гусеничном ходу, но и другие устройства, прославив своё имя.

Изобретатель с берегов Волги

Фёдор Блинов родился 25 июля 1831 года. Происходил он из крепостной семьи староверов, которая жила в деревне Никольское Саратовской губернии. О его детстве практически ничего не известно. Сохранились данные, что Блиновы до отмены крепостного права принадлежали дворянам Уваровым. Но и после 1861 года они продолжили им служить, став «временнообязанными». Барин хорошо относился к своим крестьянам, в том числе и к Блинову, поэтому начиная с 1840-х годов Фёдор в период навигации работал бурлаком, что позволяло ему улучшить материальное положение семьи. В 1850 году (по другим данным – в 1855 году) Блинов устроился кочегаром на буксир-пароход «Геркулес». Однажды судно вышло из строя: лопнул вал, передававший крутящий момент на ведущие колёса. Поскольку поломка произошла в период навигации, то пароходное товарищество «По Волге» могло лишиться прибыли, что повлекло бы за собой тяжёлые последствия. Блинов в то время работал машинистом (до другой версии – помощником машиниста). К нему обратились за помощью, и он согласился. Изучив проблему, Фёдор решил, что нет смысла ремонтировать сломанный вал. Вместо этого он «доломал» его, разделив на две части. Таким образом, у него получилось передать крутящий момент на гребные колёса по отдельности. Более того, благодаря такому решению «Геркулес» стал более манёвренным, «научившись» поворачиваться на месте.

Несмотря на тяжёлую работу, Блинов много времени уделял самообразованию. Он читал газеты, журналы и книги, в которых рассказывалось о технических достижениях в России и в мире. Однажды Фёдор Абрамович побывал на Саратовской сельскохозяйственной выставке. И оттуда отправил детям письмо: «Тут, в Саратове, убедился: жизнь – главный наставник, но и книги – добрые учителя. Учитесь, дети мои, – в науках силища неодолимая».

Являясь самоучкой, Блинов задумал осуществить глобальный проект – создать повозку с паровым двигателем на гусеничном ходу. Знаний у него было достаточно, за время работы на «Геркулесе» Фёдор основательно изучил все технические тонкости. Но сначала, чтобы «набить руку», он взялся за менее амбициозный проект – гусеничный вагон. Он и стал его первым детищем с рамой и деревянным кузовом. Держалась конструкция на паре тележек с рессорами. Они вместе с осями четырёх колес поворачивались в горизонтальной плоскости. По факту это была обычная тележка на колёсах, если бы не одно «но». Колёса находились внутри железных лент, сделанных из отдельных звеньев. Таким образом, он придумал гусеничный ход. Было понятно, что это изобретение, значительно увеличившее эксплуатационные возможности гужевого транспорта, являлось особенно актуальным в период сезонной распутицы.

27 марта 1878 года Ф. Блинов подал заявку на получение патента на изобретённый им «вагон с бесконечными рельсами». Фото: общественное достояние
27 марта 1878 года Ф. Блинов подал заявку на получение патента на изобретённый им «вагон с бесконечными рельсами». Фото: общественное достояние

Фёдор Абрамович попытался громко заявить о своём изобретении. И лично выступил перед техническим обществом Санкт-Петербурга, рассказав о повозке. Затем он встретился с министром путей сообщения Константином Посьетом. Однако сразу добиться признания у Блинова не вышло. 14 марта 1878 года Министерство путей сообщения выдало изобретателю документ, в котором было сказано, что оно «воздерживается высказать заключение о возможности практического применения снаряда».

На помощь изобретателю пришёл купец Канунников. Он понял, что вагон на гусеничном ходу может принести много денег, если задействовать его в качестве транспорта для перевозки зерна от амбаров к пристаням на Волге. Именно Канунников профинансировал проект Блинова, и тот в 1879 году получил привилегию (патент) «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам».

Проект «самохода»

Поскольку идея с гусеничным прицепом обрела реальные черты, Фёдор задумался о реализации своего первоначального проекта – самоходной гусеничной повозки на паровом двигателе. В 1881 году Блинов перебрался в город Балаково, что в Самарской губернии. Здесь он открыл чугунно-литейный завод. Изобретателю на реализацию задумки нужны были деньги, поэтому он решил зарабатывать на создании пожарных насосов. А параллельно Блинов работал над самоходной повозкой.

В 1888 году «самоход» был готов. Он представлял собой прямоугольную раму, состоящую из несколько поперечных и продольных балок, на которой находился котёл (высота 1,5 метра, диаметр –  1,2 метра). Рядом располагались две паровые машины, выдававшие по 12 л.с. каждая. Гусеничную конструкцию приводили в движение литые чугунные шестерни. Опытный образец показал Блинову, в каком направлении нужно двигаться дальше.

В 1889 году Блинов принял участие в Саратовской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Он представил насос и удостоился серебряной медали.

Поскольку его насосы пользовались спросом, Фёдор Абрамович продолжил работу над самоходным вагоном. В 1894 году он изменил конструкцию «самохода», расположив рычаги управления муфтами в кабине. Затем прошли испытания. Блинов был доволен результатом.

Есть версия, что своё детище Фёдор Абрамович решил продемонстрировать в 1896 году на Нижегородской ярмарке. За него он получил похвальный отзыв. Зато насосы принесли изобретателю бронзовую медаль выставки. Блинову была посвящена заметка в газете «Каспий»: «Экспонент – крестьянин Саратовской губернии Ф.А. Блинов – демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но всё никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путём. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тысяч рублей, он берётся досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но “маршалы зова не слышат”».

Платформа с самодвижущимися рельсами, запряжённая парой лошадей. Фото: общественное достояние
Платформа с самодвижущимися рельсами, запряжённая парой лошадей. Фото: общественное достояние

А вот что было написано в газете «Волгарь»: «Вся беда в том, что русские изобретатели – русские. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».

Есть версия, что детищем Блинова на выставке заинтересовались немцы. Они хотели то ли выкупить патент у изобретателя, то ли переманить его к себе, обещая наладить полноценное производство, но Фёдор Абрамович отказался. И после выставки он занялся другим проектом – нефтяным двигателем. Изобретатель был уверен, что такой мотор лишь улучшит его «самоходку». Задача перед Блиновым стояла сложная, от него требовалось разработать новый метод сжигания нефти.

Существует легенда, что Блинов решил проблему во время богослужения. Он обратил внимание на кадило в руках священника и понял, что раскалённый катализатор, расположенный снаружи, можно заменить на угли, тоже раскалённые. Вскоре Фёдор Абрамович создал запальник, что привело к появлению нового типа четырёхтактного мотора внутреннего сгорания, который работал именно на сырой нефти.

Изобретение нового двигателя позволило Блиновым расшириться. Появилась «Фабрика нефтяных двигателей и пожарных насосов “Благословение” П.Ф. Блинова». Возглавил предприятие его младший сын Порфирий. А старший Александр руководил механическим заводом, находящимся поблизости. Александр Фёдорович занимался ремонтом котлов, пилорам, паровых машин и другой техники. Работало на предприятии в 1900 году 25 человек. А вот на фабрике Порфирия, где шло изготовление пожарных насосов, трудилось полторы сотни сотрудников. Блинов-старший сосредоточился на создании нефтяных двигателей и нового варианта гусеничной самоходной повозки.

Но воплотить главный проект Фёдор Абрамович не успел. В 1899 году умер от чахотки Александр. Блинов не смог пережить утрату старшего сына. У него начались серьёзные проблемы со здоровьем. И 24 июня 1902 года изобретателя-самоучки не стало. Похоронили его в Балакове. Семейное дело продолжил Порфирий. В 1903 году подал заявку на привилегию по производству нефтяных двигателей, но получил её только спустя 6 лет.

Однажды Фёдор Абрамович сказал своему ученику Якову Мамину: «Ты не поймёшь, над чем я работаю, но если доживёшь, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами». И Блинов был абсолютно прав.

 

 

Читайте также