300 лет назад умер Пётр Первый. «Первый большевик» в граде Петровом

8 февраля по новому стилю (28 января) 1725 года назад на 53-м жизни году умер царь Пётр Первый. Его реформы разделили историю России на допетровскую и послепетровскую

Портрет Петра I кисти Николая Добровольского. Фото: Центральный военно-морской музей

Портрет Петра I кисти Николая Добровольского. Фото: Центральный военно-морской музей

Многое, что было заложено тогда, отзывается в современности – и хорошее, и плохое. Как жил и умер Пётр Великий? Описание его кончины весьма поучительно.

Странно, но брат Петра, царь Иван V (сын царя Алексея Михайловича от первой жены, Марии Милославский) умер тоже в этот же день – но на 29 лет раньше своего Петра. И ещё более странно, что также 8 февраля (29 января) 1676 года скончался их отец, Алексей Михайлович Романов, прозванный Тишайшим.

Лучший в мире знаток и составитель биохроники царствования первого российского императора Евгений Анисимов предполагает, что царь Петр, вероятнее всего, скончался от инсульта: перед смертью у императора была парализована правая часть тела.

При этом историк считает, что государь страдал от последствий общего расстройства мочеполовой системы, связанной с гонореей – довольно распространённом в XVIII веке заболеванием: «У него были страшные боли, поэтому ему с помощью катетера выпускали загнившую, непроходимую через мочевой канал мочу. Можно представить ощущения, когда туда засовывают медную трубку. Известны случаи, когда в те времена проводили операции: вместо наркоза – стакан водки, а в зубы – палку», – поясняет Анисимов. «Скорее всего, инсульт произошёл в результате болевого шока – есть свидетельства о том, что Пётр очень громко кричал. Свидетельства ужасные: после того, как ему выпустили два фунта мочи, мочевой пузырь начал разлагаться. Писали, что было невозможно находиться в его комнате из-за запаха. Это страшное напряжение, которое сказывается на сердечной деятельности. Драматический момент».

Питерский историк Евгений Анисимов совершил большой прорыв в «петроведении» – больше 20 лет он восстанавливал каждый день императора. Биохроника жизни Петра с 1672 по 1725 годы включает в себя все места, все встречи, все документы. Этот гигантский труд опубликован на сайте санкт-петербургской «Вышки». Фактически теперь ничего не прибавить.

Но идеологически можно спорить и о роли Петра в судьбе России. Есть каноническая советская версия роли Петра, отражённая в романе Алексея Толстого «Пётр Первый». Есть роман Дмитрия Мережковского из цикла «Христос и Антихрист» «Пётр и Алексей» – с абсолютно противоположным посылом.

Роман Алексея Толстого «Пётр Первый». Фото: издательство «СЗКЭО»
Роман Алексея Толстого «Пётр Первый». Фото: издательство «СЗКЭО»

Что хорошего принёс нам Пётр Первый? Основал на невских болотах Санкт-Петербург. Принёс нам европейский Новый год в начале января, велев ставить елки и запускать фейерверки. Заставил русскую аристократию заниматься светской жизнью, принудив бояр с женами и дочками собираться на ассамблеи. Построил российский флот, создал регулярную армию. Учредил Академию наук. Отправил Демидовых покорять Урал и добывать руду, запустив, по сути, фабричное дело в стране. И так далее – диву даешься, что так много перемен к лучшему можно уложить в такую недолгую жизнь.

А ещё Пётр Первый буквально заставил русское дворянство курить, предварительно обрив боярам бороды. «Кто курит табаки, тот брат царю-собаке», – мрачно шипели в лесных скитах бородачи-старообрядцы, готовя фитили для самосожжений. Раскол произошёл недавно, при отце императора Алексее Михайловиче, и представление о Петре как об Антихристе было довольно распространено в народе.

Есть легенда, что царя Петра подменили во время путешествия в Европу, в «Стекольном» городе – Стокгольме. Или в Голландии. А может, ещё раньше.

После возвращения из Великого посольства – поездки в Европу в 1697-98 годах – Пётр самолично занялся пытками, допросами и казнями взбунтовавшихся стрельцов, своими жестокостями укрепив эту легенду. Развод с Евдокией Лопухиной (последней неиноземной супругой царя из рода Романовых), казнь царевича Алексея в 1718 году – всё это рассматривалось конспирологами из древлих скитов как подтверждение теории подменённого царя.

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина Николая Ге. Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», картина Николая Ге. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кощунственный Всепьянейший Собор, этакая карнавальная «масонская ложа», где царь и его сподвижники напивались до положения риз, пародируя церковные обряды, существовал аж 30 лет. Можно было бы списать это на игровой способ снятия стресса от правления «Россией молодой», но ведь и реальное разрушение Церкви тоже происходило.

В 1700 году умер патриарх Московский и всея Руси Адриан. Нового патриарха выбирать не стали. В 1721 году патриаршество было упразднено – высшим органом управления православной Церковью в России стал Святейший Синод. Члены Синода назначались императором, и фактическими главами православной Церкви стали обер-прокуроры Святейшего Синода, чиновники, представляющие  царя (иногда вообще лютеране по вероисповеданию).

Можно ли было бы провести реформы без всех этих зверств и перегибов? Или обязательно было вздыбить Россию, как Медный всадник, памятник работы Фальконе в Санкт-Петербурге; смешать добро и зло, отречься от древнерусского прошлого, забыть обычаи старины – и с чистого листа отправиться в век Просвещения?

Страшная кончина Петра – ответ на многие моральные вопросы, которые возникают при изучении его биографии. «Мне отмщение, и Аз воздам».

25-26 января 1725 года, ещё когда Пётр был жив, светлейшим князем Александром Меншиковым было созвано особое совещание, в котором принимали участие сенаторы, члены Синода и представители военной элиты (чиновники, принадлежащие к четырём первым классам Табели о рангах), которые пытались решить спор о престолонаследии. Представители старинных дворянских фамилий (князья Голицыны, Репнины, Долгоруков) отдавали предпочтение внуку Петра I, царевичу Петру Алексеевичу – как прямому наследнику мужского пола, в то время как президент Адмиралтейской коллегии Пётр Апраксин, дипломат Пётр Толстой и сам Меншиков выступали за провозглашение императрицей Екатерины Алексеевны.

В разгар совещания в зал ворвались гвардейцы, которые в ультимативной форме потребовали возведения на престол Екатерины. Перед дворцом на площади два гвардейских полка выстроились под ружьё, демонстрируя угрозу применения силы в случае, если ей будет отказано в праве вступить на престол. Поддержка была выражена громким барабанным боем.

Екатерина I кисти неизвестного художника. Фото: Wikipedia
Екатерина I кисти неизвестного художника. Фото: Wikipedia

Таким образом, представители Преображенского и Семёновского полков в первый раз решили судьбу престолонаследия. В итоге спор прекратился, и Екатерина была признана императрицей, а Пётр Алексеевич стал официальным наследником, что могло быть расценено противоборствующими сторонами как компромиссное решение. О восшествии на престол Екатерины было объявлено в манифесте от 28 января 1725 года. С этого правления начиналась эпоха дворцовых переворотов, охватившая с перерывами весь первый век существования Российской империи.

Что характерно: после казни царевича Алексея ни один мужчина из Романовых, восходивший на царский трон, не жил долго. Внук Петра I Петр II скончался в 14 лет от оспы. Следующий внук, Петр III, в возрасте 34 года был убит при государственном перевороте, устроенном его женой, будущей императрицей Екатериной II. Павлу I, правнуку, было 46 лет, когда его убили заговорщики. Александру I, когда он 200 лет назад неожиданно скончался в Таганроге, было 48 лет. Николаю I было 59, когда он умер от расстройства после поражения в Крымской войне.  Александра II убили террористы, ему было 63 года. Александр III скончался в 49 лет. Судьба Николая II всем известна, ему было 50 лет.

Следует ли понимать это как «родовое проклятие»? Это нам неведомо. Но день кончины Петра Первого даёт повод задуматься о том, как судьба и поступки одного человека могут отразиться на судьбе целого народа.

Нам присущ пушкинский взгляд на Петра Первого (Александр Сергеевич делал наброски для большой книге об этой эпохе). У него были свои семейные симпатии к первому императору – благодаря прадеду Ганибаллу, «арапу Петра Великого».

Портрет Петра I на смертном одре кисти Ивана Никитина. Фото: Государственный Эрмитаж
Портрет Петра I на смертном одре кисти Ивана Никитина. Фото: Государственный Эрмитаж

Но теперь, по прошествии ещё полутора веков, можно добавить и взгляд Максимилиана Волошина:

«Великий Пётр был первый большевик,

Замысливший Россию перебросить,

Склонениям и нравам вопреки,

За сотни лет, к ее грядущим далям.

Он, как и мы, не знал иных путей,

Опричь указа, казни и застенка,

К осуществленью правды на земле.

Не то мясник, а может быть ваятель –

Не в мраморе, а в мясе высекал

Он топором живую Галатею,

Кромсал ножом и шваркал лоскуты».

*** 

Текст написан при участии доктора исторических наук профессора МГУ Ярослава Леонтьева

Читайте также