Азербайджан вошёл в состав Российской империи не сразу – собственно, тогда и названия такого ещё не было, а на территории нынешнего Азербайджана находилось более десятка враждующих между собой ханств: Бакинское, Гянджинское, Дербентское, Кубинское, Карабахское, Нахичеванское, Талышское, Шекинское, Ширванское и проч. Одновременно с ханствами возникли и другие мелкие государственные образования – султанства (Арешское, Елисуйское, Казахское, Кабалинское и Шамшадильское), а на северо-западе Азербайджана земли, граничившие с Грузией и Дагестаном, занимали джамааты (вольные общества), а в Южном Азербайджане образовались Ардебильское, Карадагское, Макинское, Марагинское, Тебризское и Урмийское ханства. И все попытки отдельных ханов объединить под своей властью разрозненные земли наталкивались на препятствие со стороны Ирана, проводящего политику «Разделяй и властвуй!». В свою очередь, Россия рассматривала все эти ханства как плацдарм, чтобы закрепиться в Закавказье и уже оттуда грозить своему злейшему врагу – Османской империи. Не последнюю роль играл и «иранский фактор»: в то время иранский шах Ага Мухаммед вёл активные завоевательные войны против северных вассалов, решив окончательно присоединить эти земли к Персии. К примеру, в 1797 году Ага Мухаммед-шах разграбил Грузию. Войска шаха без боя вступили в грузинскую столицу и подвергли её полному разгрому: большинство населения было перебито, около 22 тысяч человек, главным образом женщин и детей, угнаны в рабство, все здания города разрушены. Также Ага Мухаммед-шах жестоко наказал правителей тех ханств, которые покорились русской армии во главе с Валерианом Зубовым, который в том же 1796 году занял Дербент, Баку, Шемаху, Гянджу, Талыш. Все эти города были разграблены. К сожалению, поход Зубова так и окончился ничем: в 1796 году неожиданно скончалась русская императрица Екатерина II, а её сын – император Павел – приказал прекратить «ненужный» поход.
Но затем Ага Мухаммед-шах скоропостижно скончался, и к власти в Иране пришёл его племянник Фетх Али-шах по прозвищу Баба-хан, который больше интересовался внутренними интригами при дворе, чем походами на северные границы. Удобным моментом и решили воспользоваться ханы, которые к тому же получили позитивный сигнал из Санкт-Петербурга о скоропостижной смерти императора Павла; наследник же русского государя принц Александр I был готов продолжить политику бабушки. И вот в самом начале 1801 года ко двору государя императора Александра I прибыли послы наиболее крупных ханств – Талышского, Бакинского и Кубинского – с целью проведения переговоров об условиях перехода в подданство Российской империи. Посланники ханств были воодушевлены присоединением в том же 1801 году Картли-Кахетинского царства – будущей Грузии – к Российской империи, когда все мало-мальски захудалые грузинские князьки смогли получить и российское дворянство, дающее им куда большие привилегии.Переговоры оказались успешными. Вскоре был обнародован манифест царя о присоединении ряда ханств: «Содержа сношения с окрестными владельцами и народами, стараться приумножить число приверженных к России, особенно же привлекать ханов Эриванского, Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Бакинского и других, над коими власть Баба хана ещё не утвердилась и кои потому в Настоящих обстоятельствах для безопасности своей будут, конечно, преклонны более к России». Но это было только началом долгого процесса.
В 1803–1805 годах к России присоединятся Карабахское и Шекинское ханства. В 1803 году русский генерал Цицианов завоевал Гянджинское ханство. В ходе Hусско-иранской войны 1804–1813 гг. к России были вновь присоединены Кубинское и Бакинское ханства, а в 1809 году – Талышское. Гюлистанский мирный договор, заключённый 5 ноября 1813 года между Россией и Персией, юридически закрепил это положение. Персия отказалась от своих притязаний на Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства, а также на Восточную Грузию и Дагестан. В то же время, согласно Гюлистанскому договору, под властью персидского шаха остались все южные ханства, которые сегодня официально считаются провинциями Ирана. Сами же азербайджанцы (вторая по численности нация в Иране) считаются неотъемлемой частью иранского этноса. Малейший сепаратизм жестоко пресекается.
Сегодня азербайджанские историки готовы переписать эту главу истории.– В советское время использовался тезис о добровольном вхождении Азербайджана в состав России, – считает директор Института стратегических исследований Кавказа, профессор Эльдар Измайлов. – Даже в 1964 году по этому поводу были проведены пышные торжества. Но это не соответствует действительности. На самом деле никакого добровольного присоединения не было – как, собственно, не было и добровольного присоединения к России Средней Азии или Грузии. Это было завоевание, которое успешно проводила империя. Важен другой вопрос – о положительных или отрицательных последствиях того, что произошло. Я думаю, есть и положительные, и отрицательные моменты, и положительных моментов было немало. При содействии России произошло, я бы сказал так, приобщение Азербайджана к европейской цивилизации – разумеется, в той мере, в какой можно говорить о России как части европейской цивилизации.
В 2009 году историк, социолог и соучредитель неправительственной организации социальных исследований «Новатор» Ильхам Аббасов провёл масштабное исследование «”Национальная история” в средних учебных заведениях в контексте образа “исторического врага”». Он изучал современные учебники истории, по которым учатся азербайджанские дети, спрашивал мнение коллег-учителей, а также самих школьников. И результаты его исследования оказались весьма интересными. Например, в одном из учебников («Отечество». Авторы – Я. Махмудлу, Р. Халилов, С. Агаев) вот так преподносится появление Армении: «Для создания “благонадежного христианского государства” со всего мира стали переселять армян на земли нашей Родины севернее Аракса – в Карабах, Гейче, Зангезур, Иреван, Нахичеван… Создали сначала армянскую область, а затем и армянское государство на землях Западного Азербайджана, где в своё время огузские джигиты верхом на конях показывали свою удаль…». О России, конечно, тоже не забыли. Например, в учебнике для 9-го класса («История Азербайджана». Авторы – С. Мамедов, Т. Велиев, А. Годжаев) говорится о том, что Россия и Армения объединились, дабы помешать процветанию Азербайджана и местных тюрков. А началось это ещё со времён Петра I. Именно из-за его агрессии мусульманам Кавказа пришлось обратиться за помощью к соседней Османской империи. Но именно армяне сыграли ключевую роль.
В учебнике сказано: «…подручные царизма – армяне – поддерживали связи непосредственно с Россией и обещали помочь ей в завоевании Южного Кавказа, в том числе и других областей Азербайджана». Вот мнение учителя, подписано инициалом Л.: «В каждой строке сквозит враждебность по отношению к России. Это неправильно. Зачем образ врага формировать? В учебнике пишут одно, а тут же наш президент едет налаживать отношения с Россией. Это же неправильно, ведь в учебнике Россия – враг, завоевавший ханства. Возьмите просто констатируйте факт – что вторглась, что воевала с Ираном, что раздел произошёл. Как это? “Кровавой раной пролегла граница с Ираном…” – это неправильно, так не нужно. Дети этого не понимают…»
А вот, что рассказал другой учитель – Г.: «Период новой истории Азербайджана излагался с позиции царизма, царской историографии. В некоторых вопросах царская историография была даже объективней советской историографии. В царской и ранней советской историографии допускались понятия оккупации, захвата азербайджанских земель Россией, в историографии после 40-х годов слово “оккупация” вообще было выброшено. Стали говорить о присоединении, а потом уже о добровольном присоединении к России. Но ведь это не логично, это алогично. Ведь никогда самостоятельное государство не согласится добровольно потерять свою самостоятельность... Или же вопрос о разделе Азербайджана между российским и иранским государствами: совсем по-другому говорилось, оценивалось так, как будто это большое благо, будто это привело к быстрому развитию Азербайджана. Чушь! Никогда потеря государственной независимости не может считаться прогрессивным явлением. …Россия захватила мусульманскую страну, хотела создать себе опору – христиан. Вначале армян, потом молокан, а позже чисто русское население. А что – это благо для азербайджанского народа? Азербайджанский народ терял свои земли, богатства. Россия уничтожила наши государства. Были ханства разбросанные, ну и что? В истории всех народов была феодальная раздробленность. До XV века не было централизованного русского государства». По мнению этого же учителя, главным врагом Азербайджана является вовсе не Россия, а Армения: «С нашей стороны этой вражды не было, а у армян всегда это было на уме. Есть события конца 60-х годов, когда армяне хотели отнять часть земель Газахского района… Спасибо Гейдару Алиеву, он спас…».