Горький был заядлым коллекционером. Собирал монеты, книги, старинное оружие и восточные фигурки из кости, которые называл «китайскими косточками». В основном он привозил их из Италии, покупал в порту у китайских торговцев. Его коллекция насчитывала около 330 фигурок окимоно и нэцкэ. Окимоно – статуэтка из кости, предназначенная для украшения интерьера. А нэцкэ – небольшой резной брелок тоже из кости, который обычно носят с собой на удачу. Последние он любил больше, потому что видел в них дополнительный смысл, мистику и мудрость Востока. Горький любил философию и различные учения, в том числе восточные. Иногда к нему приходили востоковеды, чтобы послушать, как он рассказывает об экспонатах из своей коллекции. О каждой, даже самой маленькой фигурке, Горький мог рассказать интереснейшую историю на несколько часов, причем было непонятно, реальна ли она или сочинена писателем.
На столе у него всегда стояла восточная фигурка из трёх обезьян: одна держит закрытыми уши, другая – глаза, третья – рот. К этой известной конструкции – «ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не говорю» – Горький добавлял: «Ничего не говорю дурного». Дело в том, что писатель ненавидел мат и никогда не ругался бранными словами.
С детства Максим Горький был пироманом, любил разжигать костры и смотреть на огонь. Делал это довольно часто, в Москве – прямо во дворе особняка Рябушинского, где он жил. Кончики всех его тростей были обожжены, так как ими он помешивал костёр. Писатель признавался, что его завораживает огонь, и для него это было что-то вроде медитации.
Известно, что Горький много и жадно читал, у него была богатейшая библиотека, причём как на острове Капри, так и в Москве. К нему часто приходили друзья и знакомые просто почитать книгу. Некоторые редкие издания были в ней представлены в нескольких экземплярах. Однако, по слухам, в его библиотеке не было ни одного тома произведений Карла Маркса, которого Горький называл «Карлушкой». Зато в московском особняке был редкий экземпляр Библии с иллюстрациями знаменитого французского художника Гюстава Дорэ, автора иллюстраций для произведения Данте «Божественная комедия».
Говорят, когда Владимир Ленин приехал погостить у Горького на Капри, его поселили в комнате с большой библиотекой. Он был очень доволен и много читал. А помимо чтения играл с хозяином и его друзьями в шахматы. Дело в том, что шахматы были ещё одним увлечением Горького. Писатель сам неплохо играл и любил наблюдать за интересными партиями. Возможно, этим увлечением он заразился от уважаемого им Льва Толстого. Тот тоже часто играл в шахматы и радовался как ребёнок, когда выигрывал.
С тех времён на Капри сохранилась фотография, где Ленин играет в шахматы с революционером Александром Богдановым. Возле них стоит Горький и наблюдает за партией. Сфотографировал их пасынок писателя Юрий Желябужский (в будущем известный режиссёр и сценарист). Рассказ об этой партии Горький вставил в некролог, посвящённый Ленину. Ленин тогда проиграл.