Первый геноцид

Сегодня мы вспоминаем первый геноцид XX века – массовое убийство армян в Османской империи

фотоархив LIFE

фотоархив LIFE

«Мне было семь лет, – рассказывала внукам Сирануш Акопян. – Потеряв родителей и родных, мы с братом бродили, не зная, что делать дальше. Вдруг рядом с нами остановилась телега, загруженная мешками. На них сидели двое. Один из них слез с телеги и пошел к нам. Промелькнула надежда, что он хочет спасти нас – сироток. Но…. Произошло невероятное. Человек запряг нас вместе с ослами в телегу и приказал поднять их на холм. Мы задыхались, стонали, но не осмеливались произнести хоть слово или перечить. Бездушный человек мог пустить в ход плеть, которая была у него в руках. Мы с братом падали, ранили ноги и руки, но сразу вставали и продолжали тащить телегу».

Других же армян попросту сжигали: «Турки собрали всех армян деревни Ахпи… Нам сказали, что нас перевозят в Муш, и турецкие солдаты погнали нас, как стадо овец. Они согнали всех в дома, заперли двери и подожгли».

Читая подобные рассказы, собранные на сайте armeniangenocide100.org, на котором потомки выживших оставляют рассказы своих прабабушек и прадедов, не перестаешь удивляться человеческой природе: как могло так случиться, что миллионы людей вдруг в одночасье словно сошли с ума и стали с нечеловеческой жестокостью убивать своих соседей? Почему не только солдаты, но и простые крестьяне стали не просто убивать, но и с изощренным садизмом пытать женщин, стариков и детей – тех, кто им не сделал вообще ничего плохого? Что за дьявольское наваждение овладело целой страной, которая еще в XV веке была для многих народов Азии и Европы примером толерантного и веротерпимого отношения к национальным меньшинствам?

Однако все изменилось в позапрошлом веке, когда империя пережила несколько потрясений – сначала, в 1822 году, Греция провозгласила независимость, затем из-под контроля Стамбула ушел Египет. В стране появились «мухаджиры» – беженцы-мусульмане с утраченных территорий, которые требовали выгнать из страны всех неверных. И построить вместо полиэтнической Османской империи «Великий Туран» – страну турок, где будут жить только одни турки-мусульмане.

Еще одним ударом по дряхлеющей империи стала проигранная в 1878 году война с Россией. Османскими властями начала овладевать подозрительность, а любой разговор о правах национальных меньшинств рассматривался Стамбулом как угроза империи. Особенное же подозрение вызывали армяне, симпатизировавшие давнему врагу – России, христианской стране. Собственно, дело было не только в религии. У армян в Турции не было своих районов компактного проживания, они, еще со времен Византийской империи, жили по всей территории Малой Азии и были живым напоминанием туркам о том, что вообще-то это не их земля, что османы-завоеватели стали подлинными хозяевами в бывших имперских провинциях и не смогли ассимилировать коренное население. Тогда имперские чиновники стали расселять иммигрантов – как правило, воинственных кавказских горцев – в районах компактного проживания армян. В ответ начались выступления армян с политическими лозунгами, которые часто заканчивались погромами, в ходе которых, по оценке армянских историков, погибло до 300 тысяч человек.

Маховик насилия раскручивался все сильнее и сильнее, но османские власти даже не пытались найти компромисс. Напротив, чиновники султана даже поощряли жестокость своих подданных, утверждая, что мусульмане делают огромное одолжение христианам, предавая их мучительной казни. Дескать, раз христианский Бог был распят на кресте, то все христиане смогут войти в Рай только после смерти под пытками.

Не смогла изменить ситуацию и революция младотурок 1908 года, когда группа офицеров, входившая в комитет «Единение и прогресс», подняла восстание и заставила султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции и созвать парламент. Причем, если до революции младотурки поддерживали контакт с армянскими кругами, а некоторые армянские коммерсанты даже были спонсорами революционеров, то после прихода к власти настроения младотурок по «армянскому вопросу» стало быстро меняться – они фактически продолжили политику султана. «Надо отказать инородческим элементам в праве иметь особые национальные организации, – говорилось в программе партии «Единение и прогресс». – Распространение турецкого языка есть превосходное средство для установления господства мусульман и для ассимиляции инородческих элементов».

Но еще больше давление на армян усилилось после начала Первой мировой войны, в которой Османская империя выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии. Когда турки были разгромлены на Кавказе, под контролем русских войск оказалась солидная часть турецкой территории, населенной армянами.

Вскоре на сопредельных к линии фронта турецких районах началась «зачистка» армянского населения. Уже в марте 1915 года армянские погромы перекинулись на остальную территорию Османской империи, а один из лидеров младотурок Энвер-Паша отдал приказ об уничтожении наиболее боеспособной части армян – военнослужащих турецкой армии. Таковых оказалось свыше 60 тысяч человек. Армянских солдат и офицеров разоружили, а потом расстреляли. Во время этой операции и была образована так называемая Особая организация, которая планировала акции по уничтожению армян. Особая организация подчинялась непосредственно Энвер-Паше и Назим-бею – идеологу младотурецкой партии.

[caption id="attachment_3744" align="aligncenter" width="600"]

Фото с сайта armeniangenocide100.org. Депортация армянок из Ерзерума, лето 1915 года[/caption]

 

Первая акция Особой организации – «очищение» Стамбула. 24 апреля 1915 года в столице прошли массовые аресты видных членов армянской диаспоры: политиков, в том числе депутатов парламента, преподавателей, священников, писателей. Всего почти 800 человек. Большинство из них погибли или были убиты. Сейчас эта дата – День памяти жертв геноцида армян.

Следом, в мае 1915 года, был принят закон о депортации армянского населения из восточных районов, которые находились под угрозой вторжения Русской армии. Причем депортацией процесс был лишь по форме – армян либо вырезали на месте, либо убивали по ходу передвижения: не давали еды, воды или просто расстреливали. Местному населению под страхом смертной казни запрещали помогать несчастным.

Причем, среди огромного количества ужасов геноцида особенно выделяется циничный способ расправы над детьми, которых не щадили наравне со стариками и женщинами. По свидетельству оставшегося в живых армянина, начальник полиции города Дейр Зора Мустафа приказал отвезти к берегу реки Евфрат около 2000 армянских сирот со связанными руками и ногами. Затем их сбросили по двое в реку – к явному удовольствию начальника полиции, получавшего особое наслаждение, наблюдая за этой драмой. Другим местом, где в массовом порядке топили армянских детей, стало Кемахское ущелье, по которому протекает река Евфрат. Американский посол в Турции Генри Моргентау сообщал, что в Кемахском ущелье «сотни детей были заколоты турками и брошены в реку Евфрат».

2_1

Оставил свое свидетельство о геноциде и американский консул Лесли Амертон Дэвис: «В течение лета 1915 года прибывали все новые и новые партии ссыльных, некоторые из них насчитывали несколько тысяч человек. Одна из первых, прибывшая в июле, расположилась в обширном открытом поле в окрестностях города, где люди лежали без всякой защиты от палящего солнца и ветра. Все они были в лохмотьях, некоторые почти совсем голые. Изнуренные, больные, страдающие от эпидемий, давно не мывшиеся, покрытые грязью и паразитами, они больше напоминали животных, чем человеческие существа. Их гнали несколько недель, как стадо скотов, давая им очень мало еды и воды. Когда приносили тот скудный рацион, которым их снабжало правительство, стража избивала их дубинками как прожорливых животных. Среди них было очень мало мужчин, большинство были убиты курдами еще до их прибытия в Харберд. Было убито и очень много женщин и детей, немало умерло в дороге от слабости и истощения. Только очень ничтожная часть тех, кто начал путь, были еще живы, и они очень быстро умирали...

Наиболее ужасная сцена, свидетелем которой я когда-либо был, превосходила любые сцены Дантова ада. Огромное количество мертвых женщин и детей лежало тут и там, в то время как другие, изнуренные болезнью, умирали. Сидящие на земле старцы бормотали что-то невнятное. Женщины с распущенными волосами и погасшим взором сидели, глядя в одну точку, точно маньяки. Одна, чье лицо до сих пор постоянно встает в моей памяти, была настолько истощена, кожа так плотно обтягивала ее черты, что голова казалась безжизненным черепом. Других мучили предсмертные судороги. Маленькие дети с раздутыми животами барахтались в грязи среди отбросов. Многие из них бились в конвульсиях. В этом лагере никому уже помочь было невозможно. В нескольких шагах от них проходила длинная траншея, куда жандармы каждый день сбрасывали тех, кто умер или казался умершим. Ссыльных заставляли самим рыть эту траншею до тех пор, пока кто-либо из них был в состоянии работать».

Число жертв геноцида не поддается точному подсчету. По оценкам армянских историков, погибло полтора миллиона человек. То есть треть всего армянского народа были убиты, замучены или погибли при депортациях – это национальная катастрофа, которая отразилась на менталитете и характере всех потомков выживших.

Отразился геноцид и на потомках убийц. Впрочем, геноцид не остался безнаказанным. После окончания Первой мировой войны султан отдал распоряжение о создании военного трибунала для суда над верхушкой партии «Единение и прогресс». Одиннадцать лидеров младотурок были признаны виновными в массовых убийствах и приговорены к смерти. В их числе были и руководители Особой организации. Был заочно осужден и Энвер-Паша, к тому времени перебравшийся в Среднюю Азию, но он погиб не на виселице, а был застрелен в одной из стычек с бойцами Красной армии.

Почему же основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк отказался официально признать геноцид армян? Причина, как кажется, имеет простое экономическое объяснение: опорой новой республики стал средний класс, который приобрел свои первые капиталы благодаря тому, что из страны были изгнаны армяне, греки, евреи, контролировавшие огромную долю торговли, промышленности и финансов. Отдавать же обратно эти богатства никто не хочет.

[caption id="attachment_3747" align="aligncenter" width="400"]

Баннер на московском кафе, 2015 год[/caption]

 

Читайте также