«Уже давно принадлежал к числу обречённых»

Смерть Ленина в Горках не стала неожиданностью: газеты всего мира регулярно информировали читателей, что неистовый вождь русского пролетариата, обещавший устроить мировую революцию, в результате инсульта сам оказался прикован к постели

Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова. Фото: РИА Новости

Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова. Фото: РИА Новости

Тем не менее телеграммы из России вызвали на Западе горячую дискуссию. Эмигранты были уверены, что со смертью Ленина неизбежно наступит крах самой  большевистской России, поэтому нужно скорее готовиться к возвращению.

Западные аналитики, напротив, были уверены, что смерть Ленина послужит не распаду, но укреплению коммунистической диктатуры: дескать, теперь к власти придут практики, воспитанные Гражданской войной. 

«Последние портреты Ленина, снятые за несколько недель до его смерти в подмосковном селе Горском. На большом снимке Ленин полупарализованный, прикованный к больничному креслу. По последним сведеньям из Москвы, Ленин находился в таком положении в течение нескольких месяцев, лишь изредка покидая кресло для непродолжительных прогулок. В овале – последняя фотография Ленина, свидетельствующая о том, что человек уже давно принадлежал к числу обречённых. Смерть его, таким образом, отнюдь не явилась неожиданностью». 

Иллюстрированное приложение

к газете «Эхо». №5 за 1924 год

* * *

«Никто никогда не приносил своей родине и целому человечеству столько зла. Пяти лет было достаточно Ленину, чтоб окончательно разрушить страну, уничтожить её промышленность, дезорганизовать всю её экономическую жизнь и довести весь народ до крайней нищеты. Благодаря ему более 20 миллионов населения в России погибло… В настоящее время Россия разрушена, унижена, ограблена… Осквернено всё, что было дорого для русского сердца… Такова была деятельность этого нового Тамерлана-Ленина, распявшего Россию!»

Владимир Бурцев, «Вестник Русского Национального Комитета». 

Париж.  № 8 за 1924 год

* * *

«Санкт-Петербург, иначе град Св. Петра, иначе Петроград переименован в Ленинград.

В этом символическом действии, сочетающем в себе дерзкую святотатственность с подлейшим и глупейшим хамством, сказано о деле Ленина самое главное и самое важное.

Ленин как вершитель и организатор коммунистического интернационала оборвал традицию и разрушил дело Петра Великого, отбросив Россию как государство в 17 век… Делом Ленина явилось умаление и расчленение Державы Российской. Ленин использовал безумие русских народных масс для того, чтобы на алтаре мировой революции заклать Россию. Ибо что ему было до России, он ведь не Пётр, который, находясь в опасности плена, призывал Сенат думать не о Петре, а о России?!». 

Пётр Струве, «Русская мысль». 1924 год

* * *

«Ленин никогда не был революционером, а всегда только бунтовщиком. Ленин хорошо знал, что только массу, пришедшую в ярость, потерявшую всякие следы общественного сознания, можно превратить в послушное стадо диктатора… Гений его состоял в том, что он понял, что отныне царствовать будет хаос, и хаос сделал своим орудием». 

Траурное шествие с гробом В.И.Ленина в парке в Горках к железнодорожной станции. 23 января 1924 года. Фото: РИА Новости
Траурное шествие с гробом В.И.Ленина в парке в Горках к железнодорожной станции. 23 января 1924 года. Фото: РИА Новости

Семён Португейс, газета «Заря», 

№ 1 за 1924 год

* * *

«Без Ленина лишённое души и воли, неизбежно недоделанное, его дело превращается в какую-то бессмысленную сизифову работу. Прежде одни могли говорить, а другие думать, что секрет этой гигантской нелепицы непонятен им, зато известен “Ильичу”. Теперь, когда пророк унёс свой секрет в могилу, верующие поймут, что никакого секрета и не было и что на их доверие ответили величайшим обманом». 

Павел Милюков, «Последние новости»

от 23 января 1924 года

* * *

«Самое важное, что происходит сегодня в мире, – это борьба между двумя группировками большевиков за контроль над Российской коммунистической партией, а значит, и над всей территорией бывшей Российской империи. В группе, которая сейчас находится у власти, доминирует Сталин, и в её Генеральный штаб входят Бухарин, Рыков, Калинин и Томский».

The New York Pоst от 23 января 1924 года

* * *

«Николай Ленин (так в тексте. – Авт.), премьер-министр Советского правительства России, болевший в течение многих месяцев, скончался. Человек, возглавивший русскую революцию, свергнувшую давно установившийся царский порядок, скончался в тот момент, когда его партия начинает пожинать плоды его трудов.

Проболев много месяцев, лидер большевиков умер, в то время как другие продолжили дело основанного им советского правительства. Было известно, что он страдал от паралича и что для его лечения из далёких стран приехали известные специалисты.

Всего две недели назад всей России стало известно, что Ленин поправляется. Он охотился на кроликов на Рождество… и потом на Новый год. Ходили даже слухи о его скором возвращении к участию в российских делах…»

Феликс Дзержинский и Климент Ворошилов у гроба Владимира Ленина. Фото: РИА Новости
Феликс Дзержинский и Климент Ворошилов у гроба Владимира Ленина. Фото: РИА Новости

Daily Worker от 23 января 1924 года

* * *

«Его смерть – удар не только по Коммунистической партии, но и по всей России. Даже враги революции не в состоянии скрыть своего уважения к одной из величайших фигур российской истории…

Смерть Ленина была совершенно неожиданной, поскольку в течение некоторого времени он неуклонно прогрессировал. Сначала ему разрешалось читать только заголовки газет, но в последнее время он принимал почти автократическое участие в руководстве своим выздоровлением и сам выбирал, какие отрывки ему читать. Его парализованная правая рука не позволяла писать, но его сопровождающие узнали по обрывкам бумаги в его комнате, что он тайно учился писать левой рукой. С тех пор улучшение шло быстрыми темпами, и перед Рождеством он даже смог отправиться на охоту в лес. Только на днях Каменев объявил собранию, что Ленин действительно выздоравливает и вернётся на свой пост.

Его долгая борьба со своей болезнью спасла страну от шока, который был бы вызван его смертью, если бы это произошло от его первого инсульта, но даже в этом случае его смерть наступила в момент, когда во время недавней партийной дискуссии его отсутствие было особенно ощутимым, и в момент, когда партийный спор едва закончился, и накануне первого съезда Профсоюза…

Так получилось, что сегодня праздник в память о тех, кто пал в Кровавое воскресенье 1905 года, так что город был увешан красными флагами с чёрными лентами задолго до того, как узнал, что должен оплакивать смерть, более близкую для всех. Флаг на Британской миссии приспущен».

The Guardian от 24 января 1924 года

 

Читайте также