– Какой экономический, интеллектуальный и духовный урон развитию российского общества нанесла революция 1917 года?
– Урон всесторонний, огромный! В 1917 году было две революции, как известно, и их нужно оценивать по-разному. Февральская революция была переходом России от монархии, которая постепенно становилась конституционной, к буржуазной республике. То есть это была действительно революция, это был, скажем так, шаг вверх.
Октябрьская революция, или точнее переворот, как это событие называли сами большевики вплоть до 1927 года, – это был шаг не вперёд и вверх, а назад и вниз, от демократии к такому странному управлению, диктаторскому, и к новому изводу крепостного права в виде колхозов и так далее.
К началу XX века, по мнению многих экспертов, экономически, социально-политически и в плане реформирования своей государственной системы Россия объективно шла вперед ускоренными темпами. К 1914 году экономика России была цветущей. Росли объёмы производства, росли зарплаты, они были сопоставимы с зарплатами в промышленной сфере в ведущих европейских странах, хотя нас приучили думать, что была страшная эксплуатация. Был очень высок уровень конкуренции в разных отраслях. Влияние дореволюционной России на мировую экономику нельзя даже сравнивать с современной. Был велик шанс, что к середине ХХ века страна станет основным конкурентом Соединённых Штатов по уровню экономического развития и благосостояния граждан, а не по количеству боеголовок. Но Россия потеряла, или, как очень драматично сказал Солженицын, «проиграла» ХХ век, её позиции в мире к концу столетия стали несоизмеримо слабее, чем в его начале. Если брать какие-то «державные» критерии, которые любят у нас многие люди, то по всем параметрам мы, конечно, за ХХ век откатились назад – и по мировому влиянию, и по территории, и по населению. Перед революцией в России жили более 100 миллионов человек, а сейчас, через целый век, – чуть больше 140. И ещё по очень многим показателям – по объёму экономики, по производительности труда, по уровню жизни – мы далеко отстаём от лидирующих стран. Последние десятилетия мы выбираемся – и неизвестно, когда выберемся – из ямы, в которую попали благодаря 1917 году. Мы терпим колоссальный ущерб и в «генетическом материале». Миллионы людей были уничтожены самой властью, без всякого внешнего врага. И далеко не худшие люди, а напротив, наиболее дееспособные, самые образованные, творческие, независимые. Я не беру уже Великую Отечественную войну с её огромными потерями. Это всё сильно бьёт по нашей национальной конкурентоспособности.
События 1917 года великие, но это отнюдь не значит позитивные. Весь мир ужаснулся от того, что произошло в России. Прежде всего испугался западный мир, и это как раз способствовало его бурному развитию, в том числе через очень страшное потрясение фашизмом в некоторых странах. По мнению целого ряда экспертов, и мировая война, и приход фашистов к власти в Италии, а нацистов – в Германии, и, соответственно, Вторая мировая война – это всё могло бы не состояться, если бы не октябрьские события 1917 года.
– Что было бы со страной, если бы не случилось Октябрьского переворота?
– Это интересный вопрос, потому что история несомненно имеет сослагательное наклонение и рассматривать несостоявшиеся варианты развития событий стоит. Если бы не было Октябрьского переворота, то, наверное, наша страна вскоре оказалась бы в стане победителей в Первой мировой войне, потому что Антанта, союзником которой была Россия, выиграла войну. В России, вероятно, успокоилась бы социальная ситуация, потому что её острота была во многом связана с войной. И страна, я думаю, стала бы развиваться по демократическому пути. В любом случае страшнее, чем всё было в реальности, случиться ничего не могло.