Личный опыт родовой памяти

Этнограф Александр Давыдов рассказывает, как искал своего родственника, погибшего в Великой Отечественной войне, и зачем это нужно



Волонтёры поискового объединения

Волонтёры поискового объединения "Рубеж" ведут раскопки на месте обнаружения массового захоронения солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, в Можайском районе. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Чем больше лицемерия человек видит в публичных практиках репрезентации общей памяти, тем больше он тянется к альтернативным трактовкам больших событий, например – Великой Отечественной. Альтернативные медиатрактовки тоже быстро обрастают нелепицами и клише, примером чего стал некогда сериал «Штрафбат». Но память не загонишь ни в идеологические, ни в литературные клише; голос своего рода требует живого поиска, построения своего семейного предания. Я расскажу о паре таких опытов и попробую сделать из этих личных историй относительно общие выводы.

Кадр из сериала «Штрафбат». Фото: Эталон-фильм
Кадр из сериала «Штрафбат». Фото: Эталон-фильм

История 1. Северо-запад, мой родственник

Папе этот человек приходился дядей, и с детства, слушая рассказы о нём, я ожидал, что раздастся стук в дверь – и он, пожилой, но ещё в силе мужчина, войдёт в квартиру и начнёт долго рассказывать перипетии своей судьбы. В детских головах не было места мысли, что папа никогда его не видел и вообще во всей нашей живой на тот момент родне его видел один-единственный человек – наша бабушка.

Однажды в семейных архивах появилась его фотография: молодое красивое лицо с ясно выраженной в глазах душевной истомой; петлицы с названием училища, которое не фигурирует даже в статье Википедии об этой школе; под гимнастёркой угадываются худощавые крепкие плечи: юношей он крутил на турнике солнце и хотел, как, может быть, все юноши тридцатых, стать лётчиком. Но он стал пехотным лейтенантом и пропал без вести в сентябре сорок первого года.

Мы росли, взрослели, и образ этого человека сопровождал нашу жизнь. Постепенно мы нашли сайт «Подвиг народа» и узнали его полк. По полку несложно найти дивизию, а проследить боевой путь дивизии можно уже и через «Википедию». Дивизия привела к корпусу, а корпус показал локацию, где было разбито первое формирование этой дивизии: северо-запад, будущий и едва образованный Ленинградский фронт.

В 2020 году я прочитал только что вышедшую в Common Place книгу «Смерти нет» – сборник крупных высказываний военных поисковиков. Эта книга что-то сдвинула в моей голове, и избежать действий по поиску родственника после её прочтения стало уже невозможно. Я стал искать поисковые отряды там, где всё случилось в августе-сентябре сорок первого; нашёл руководителя отряда, а она направила меня к поисковику, который регулярно ездит по этим местам. Большинство костей в тех местах уже вынуто, поиски становятся всё менее результативными. Поисковики чаще занимаются фиксацией памяти о местных событиях в публичном пространстве, а копать уже ездят в Мясной Бор – благо что он совсем рядом.

Книга «Смерти нет». Фото: Common Place
Книга «Смерти нет». Фото: Common Place

Поиск начинается

Мы списались с этим поисковиком, предварительно договорились о встрече, и я выпал на пару лет: дела, болезни, поездки. Когда возможность побывать на местах смерти и славы стала вновь осязаемой, мы снова списались и перешли уже к конкретным договорённостям. Я начал заниматься поиском карт, и, наверное, основной ошибкой стало то, что я искал только источники в интернете. Нашлось множество отсканированных карт, более или менее подробных, и даже нашлись источники по дивизии. Она значилась на картах 28 августа, а уже 14 сентября к Вырице вышли только её остатки. Таким образом, район (скорее всего) гибели человека сузился до примерно сотни квадратных километров. В одном селе, превращавшемся уже тогда в урочище, корпусное начальство уничтожило документы – так что даже журнал боевых действий найти теперь нельзя.

Боевой путь дивизии оказался не похожим на те истории, по которым мы ныне часто воспринимаем первые полгода войны. Уже в июне она формировалась в Иванове, недоформированной вступила в бой недалеко от Пскова и потеряла едва ли не две трети личного состава: как правило, «потерянные» просто оказались не там, где их хотели, и влились в состав других дивизий. Мой родственник оказался в числе той трети, что сохранилась. Может быть, это и не так, я опираюсь лишь на логику.

Он окончил училище в мае 1941 года, послал домой отрез шинельной ткани. Начальник училища в это же время отправился на формирование этой дивизии. Всё в целом сходится.

Отступив после серьёзного переформирования на строящийся спешно Лужский рубеж, дивизия заняла там оборонительные позиции и хорошо дралась, срывая замысел фон Лееба по захвату Ленинграда в первые месяцы войны. Не сумев взять проходящий по рекам Луга и Оредеж рубеж, немцы смогли выйти к Новгороду восточнее корпуса и взять Кингисепп северо-западнее. Корпус оказался под ясной угрозой окружения, потому что сражался более стойко, чем соседи: и это один из основных уроков истории.

Корпус начал постепенно уходить на север через Лугу. Последнее упоминание о стрелковом полку – его отход стремились прикрыть другие полки дивизии. Есть также мнение, что, когда полк входил в город, немцы попытались ворваться в город на его плечах. Им это не удалось, но что осталось от полка, принявшего бой на марше?

ДОТ на Лангиной горе, на месте Лужского рубежа. Фото: Dmitry Nikitin / Wikipedia
ДОТ на Лангиной горе, на месте Лужского рубежа. Фото: Dmitry Nikitin / Wikipedia

Дивизия уходила из города и стояла 28 августа чуть севернее Луги, у Толмачёва. Она уже была арьергардом корпуса, ушедшего севернее. В принципе, это всё. Поисковики на форуме писали, что дивизия несколько раз штурмовала деревню Остров на полпути между Лугой и Пушкином, куда корпус должен был выйти. Это вторая значимая точка. А последнее место, где она фиксируется документами как нечто целостное, – у деревни Долговка. К Вырице, расположенной рядом с Пушкином, вышли уже отдельные части корпуса, частью выбивавшие немцев из города, частью прорвавшиеся к Пушкину (около двух тысяч человек из трёх дивизий). А около двадцати тысяч бойцов и офицеров корпуса попало в плен, в Дулаге-320. Там большинство из них умерло. Если мой родственник попал в плен, у него было сразу две подписи в смертном приговоре: петлицы лейтенанта и партийный билет.

В процессе поисков и после я общался с людьми и натолкнулся на странный факт: буквально все родственники моих собеседников, достоверно погибших во время войны, погибли на северо-западе недалеко от моего родственника: Прибалтика, Синявинские высоты, Невский пятачок, Северо-Западный фронт, Волховский фронт. Далеко не все они – мои земляки; мои земляки, как правило, дети и внуки приехавших в регион после войны; части, сформированные в регионе, сражались и на северо-западе, и на юге страны. Поэтому объяснить такое множество совпадений регионом нельзя.

И большими числами это тоже не объяснить: да, на северо-западе были тяжёлые и упорные бои; однако самая высокая концентрация погибших на квадратный метр – это всё-таки Ржев, а юго-запад стал ареной самых катастрофических поражений Красной Армии. Да, Мясной Бор тоже на северо-западе, но про него знакомые мне не говорили.

Если случайность – это проявление закономерности, которую мы не знаем, тут мы можем зафиксировать: потомки погибших в одном регионе относительно часто встречаются по жизни в самых разных контекстах.

На месте

Но вернёмся от истории поколений к рассказу о путешествии. Поисковик Сергей забрал меня из гостиницы на краю города и повёз прежде всего к Долговке – месту последнего упоминания полка.

Буквально за день до того в области выпало много снега, и мы вышли на обширное заснеженное поле. Я высыпал там землю, взятую с кладбища возле своей родовой деревни, и мы набрали земли с этого поля. Самое точное из возможных место предполагаемой гибели – и вот мой родственник развеян где-то на площади в три сотни квадратных километров вокруг. Он был живым крепким молодым человеком с грустными глазами, но...

Во всём этом мире

До конца его дней

Ни петлички, ни лычки

С гимнастёрки моей. 


– То, что мы землю забрали, – это уже немаловажно. Земля помнит.

Сергей рассказывает массу историй о бытии поисковика, в том числе совершенно мистичных. Например, о том, как человеку посреди ночи на поиске приснилось, что его зовут из конкретного места. Человек поднял товарищей, пошёл на это место и нашёл захоронение.

Сергей показал все места, по которым прошла дивизия. Подробно рассказал об истории города во время войны: здесь располагался большой концлагерь, а там немцы в 1944 году подорвали несколько десятков бойцов, собравшихся в бревенчатом доме. Его родственник тоже пропал без вести, и тоже в этих краях – в районе Синявинских высот. В районе было одно из самых мощных партизанских движений во время войны; в 1942 году партизаны даже штурмовали сам город.

Воинский мемориал Синявинские высоты. Фото: vk.com/museums.lenobl
Воинский мемориал Синявинские высоты. Фото: vk.com/museums.lenobl

История 2. Неожиданные факты о войне

Сын солдата, прошедшего военными дорогами с 1939-го по 1943 годы, однажды занялся восстановлением его судьбы. Копался в архивах, читал мемуары, официальные источники. Работа заняла добрый десяток лет, превратившись в увесистый том, который не увидит никто, кроме членов его семьи. Чтобы не вносить излишней конкретизации, я распишу лишь неожиданные исторические факты, которые открывает личное исследование.

Три дивизии при переправе через реку практически были уничтожены: от одной из них до места добралось шестьсот человек, от другой – тысяча. Это случилось без всяких котлов: просто из-за плохо построенного командования в частях. Многие солдаты, местные уроженцы, уходили по домам, пользуясь случаем: и они не получали от остающихся в рядах солдат ни жалости, ни осуждения: этих людей нельзя было заставить воевать, а семья, остающаяся под немцами, добавляла им понимания.

Во время сидения в обороне в 1942 году немало солдат оказывалось пропавшими без вести: в таких записывали перебежчиков. Перебежчиков было настолько много, что полковое командование провело специальную операцию: боец сделал вид, что сдаётся в плен, подошёл к немцам и забросал их гранатами. Это было сделано специально, чтобы отбить у немцев желание брать наших солдат.

Описывается случай, когда командир полка застрелил растерявшегося комбата, а потом оправдывал себя в опубликованных после войны мемуарах.

Но самая неожиданная деталями зарисовка выглядит так. В первый день боёв на Курской дуге лейтенант был тяжело ранен и потерял сознание, причём поле боя осталось за немцами. Лейтенанта подобрали два русских санитара, служивших в составе германской армии (sic!), и направили в подпольный военный госпиталь в Орле, который функционировал в оккупации с 1941 года (sic!). Из госпиталя лейтенанта переправили через линию фронта (sic!) – само собой, во всех этих перипетиях его документы были утеряны, и человек потом двадцать лет восстанавливал свои регалии.

Главного врача, руководителя госпиталя, звали Владимиром Турбиным. «Врач Турбин». Конечно, третьим словом вам пришло на ум «Булгаков», и это не просто совпадение: врач был представителем того самого рода Турбиных. А ещё он был монахом, тайно постриженным ещё в 1934 году.

Можно ли сочинить настолько сложную историю, подходя к памяти о войне извне, через массовый контент? Можно ли поместить эту историю со всеми её нюансами хоть в один идеологический нарратив из тех, что обрисовывают память о войне? Можно ли понять эту историю во всей её тонкости и полноте, подступая к памяти о войне не как к личному, родовому делу?

Что говорит нам личная работа с памятью

Есть три (на самом деле наверняка больше) модуля восприятия войны: абстрактно по медиа, через личное прослеживание военных биографий своих предков и через физическое участие в практиках памяти.

Каждый из этих модулей задаёт свой формат восприятия прошлого. И плюс личного участия состоит в том, что оно даёт новые эвристики: ты видишь через поколения, какие испытания и – в общих чертах – как проходил человек, чья кровь течёт в твоих жилах. Это буквальное соприкосновение с событиями – даже когда твой родственник лежит где-то в окрестных ста километрах, и точнее его местонахождение не установить, скорее всего, уже никогда. Через личное и родовое, сквозьпоколенческое восприятие памяти о войне можно увидеть историю своей страны в объёме, сложности, детальности и напряжённости таких, каких никогда не даст чтение книг и просмотр фильмов.

Прослеживая судьбу своего родственника, я вынес несколько выводов – очень личных. И всё же приведу их здесь:

1. Иногда ты можешь оказаться в плохой, очень плохой, катастрофически плохой ситуации ровно потому, что твой коллектив делает свою работу лучше соседей. Но эту работу нужно делать, нужно делать лучшим образом из возможных, потому что за тобой всегда стоят другие люди.

2. Твоя судьба может не зависеть от твоих действий примерно никак. В индивидуализированном обществе, построенном на культе личного успеха, кажется, что при желании можно свернуть горы. Но мирная жизнь лишь скрывает закономерности, которые с железной беспощадностью проявляет война. Ты попал служить в полк и оказался среди тех, кто в нём остался после первых боёв; ты оказался среди той трети дивизии, что осталась в корпусе, а не была переброшена в состав командования фронта; ты оказался в дивизии, которая стала арьергардом корпуса в самый критичный период его марша на север. В каждом конкретном случае от тебя, Ваньки-ротного, не зависит ровным счётом ничего: и каждый из этих поворотов ведёт к извещению, которое получат твои родные через три года. Это грустно – и с этим стоит смириться вовремя.

4. Желание выжить не равно желанию сохранить «голую жизнь». В любую эпоху мы встречаем достаточно облечённых властью сил, которые хотят спалить нас в пламени той или иной перестройки мира и общества. Воля не позволить им это сделать, сохранив свою личность и вложившись как следует в продолжение жизни своего рода – выше и важнее любых веяний века сего.

5. Наши судьбы направляет субъект, знающий нас и расклады лучше, чем всё руководство кругом с обеих сторон, вместе взятое. Именно поэтому не стоит бояться смерти – а стоит стараться хорошо делать свою работу.

 

Читайте также