Заведующая музеем Антонина Николаевна Антонова сама проводит нам экскурсию.
Есенин приехал поступать сюда в 1909 году после окончания в родном Константинове четырёхгодичного народного земского училища по рекомендации константиновского священника о. Иоанна Смирнова. В школу принимали юношей от 14 до 17 лет, получивших начальное образование и показавших успехи в учёбе.
Особая гордость музея – восстановленная квартира любимого учителя Есенина – Евгения Михайловича Хитрова, который первый заметил у мальчика незаурядный поэтический дар. Кстати, именно он, после того как юный Серёжа пытался сбегать из школы, где всё же было довольно голодно и холодно, в родную деревню, взял с него честное слово, что он больше не будет так поступать. И всячески поддерживал его на протяжении всей учёбы.
Фото: Мария Орлова
Обстановка восстановлена по воспоминаниям детей Евгения Михайловича, которые были ещё живы, когда здание школы передали под музей (до этого в нём было ПТУ). Подлинные вещи семьи Хитровых или просто вещи того времени. А вот стул, на котором точно сидел Есенин, но у Галины Бенеславской, уже в Москве 1920-х годов (стул специально приобрели для музея).
Достойная строгая обстановка: небольшие комнаты, рабочий кабинет отца, гостиная, детская… Кухня – общая на две семьи: Хитровы делили её с Гусевыми. Виктор Алексеевич Гусев преподавал в школе математику, педагогику, черчение. Он сам был из крестьян, и, глядя на него, ученики могли понять, чего они смогут добиться, если будут усердно учиться.
Между прочим, В.А.Гусев преподавал ещё и переплётное дело – ребят помимо наук обучали ремёслам. Когда Есенин приехал в Москву, навыки переплётчика ему сразу пригодились – он устроился работать в типографию Сытина.
А ещё в школе на хорошем уровне преподавалась музыка. Все ученики играли на каких-то музыкальных инструментах, пели в церковном хоре, знали тропари и кондаки праздникам. В творчестве Есенина видно это серьёзное знакомство с православной гимнографией. Псалтырь был вшит в, так сказать, ментальный код будущих учителей. Даже если они стали поэтами.
Очень интересны восстановленные учебные классы. Можно сесть за парту (не подлинную, но сделанную в начале 1980-х по подлинным чертежам) и почувствовать себя этаким Филиппком. Или Серёжей Есениным, возвращенным из побега.
Фото: Мария Орлова
Здесь, в школе, Есенин встретил своего первого лучшего друга – Григория Панфилова. Он был местный, из Спас-Клепиков, и юный Есенин ходил к нему по вечерам в гости подкормиться и вдоволь наговориться: молодые люди читали вслух «Воскресение» Льва Толстого, обсуждали Горького, учили стихи Надсона. Когда Есенин уехал в Москву, они с Гришей переписывались довольно долго. К сожалению, Григорий Панфилов умер молодым – чахотка, бич того времени…
Фотографии разных лет запечатлели бывших одноклассников Сергея Есенина. 16 мальчиков окончили спас-клепиковскую школу в 1912 году.
Судьба одного из них хорошо известна. Сергей Есенин осенью 1913 года поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. В 1914 году его стихотворение «Берёза» будет впервые опубликовано в детском журнале «Мирок», а уже в 1915 году его благословит писать серьёзные стихи Александр Блок. В 1916 году Есенина призвали в армию: будучи уже известным поэтом, он попал «с высочайшего соизволения» в Царскосельский санитарный поезд – рядовым. В марте 1917-го, уже после Февральской революции, он получил назначение в школу прапорщиков, но до неё не доехал: «Под грохот и рёв мортир другую явил я отвагу – был первый в стране дезертир» – так Есенин описал свою позицию в поэме «Анна Снегина». Последующие годы жизни Есенина, вплоть до трагической смерти поэта 27 декабря 1925 года в отеле «Англетер», – тема слишком необъятная и уже не имеющая отношения к Спас-Клепикам. В места, где он учился, Есенин больше не возвращался.