Начинается сериал с воспоминаний Всеволода Саввича Мамонтова. Сын одного из самых ярких русских предпринимателей мецената Саввы Мамонтова, он вырос в Абрамцеве, среди великих: здесь бывали, жили и творили, кажется, все талантливые люди этого времени. История, которая легла в основу короткого анимационного фильма (все части сериала – а их в первом сезоне будет 10 – длятся по 10 минут и представляют собой авторский анимационный фильм и закадровый текст.
Например, Всеволода Саввича озвучивает актёр Алексей Гуськов), описана в книге «Воспоминания о русских художниках» и рассказывает о Василии Поленове. О том, как художник создал в Абрамцеве с местными мальчишками, среди которых был и сын хозяина усадьбы, настоящий речной флот. Кстати, именно прочитав воспоминания Мамонтова, авторы проекта – Ирина и Михаил Разумовские – придумали «Живые мемории».
Дети историка Феликса Разумовского, ведущего авторского цикла «Кто мы?», выросли среди мемуаров, да и по образованию Ирина – филолог-историк, Михаил – архитектор, который занимается в том числе историческим наследием. Но воспоминания Мамонтова дали такой неожиданный яркий человеческий поворот, что именно из них оформилась идея сделать анимационный сериал, в основе которого лежат самые честные документы эпохи – личные воспоминания.
Серия про Мамонтова начинается с группы пионеров – школьники приехали в Абрамцево на экскурсию. После того, как усадьба Абрамцево была национализирована, Всеволод Саввич остался там, в своём собственном доме, на правах работника музея. Таких исторических намёков, отсылок в сериале множество (перед выходом каждой серии, а выходить они будут каждую неделю, в течение двух с половиной месяцев, эти детали и неявные подробности будут раскрываться на страницах соцсетей проекта).
Например, в серии про то, как композитор Николай Метнер сочинял свои праздничные «Танцы», сидя за роялем в валенках, сквозным символом проходит сирень. Дело в том, что отец пианистки Анны Трояновской (её озвучивает Галина Тюнина), на даче которой Метнер и боролся два года с холодом и голодом, был в своё время одним из самых видных в стране коллекционеров сирени – и этот сад в Буграх считался едва ли не первым по этой части.
Авторы проекта перечитали сотни мемуаров, из которых пришлось выбрать только десять (пока, по крайней мере, все надеются, что будут и другие сезоны). Важно, чтобы было представлено как можно больше разных мест, социальных слоёв и героев с разными взглядами. Но ещё ключевым моментом в выборе была возможность вытянуть из воспоминаний кусок с законченным сюжетом, который мог бы стать полноценным фильмом. Как, например, рассказ Михаила Нестерова (читает Кирилл Пирогов) о первой службе во Владимирском соборе в Киеве, о том дне, когда он перестал быть мастерской художников и стал храмом. Как приехала царская семья, такие все красивые, а не в меру ретивый полицейский стал оттеснять художников, которые расписывали собор в течение 10 лет, пока какая-то дама не заметила это и не вступилась за мастеров.
Ещё одна очень трогательная история о приезде царя от князя Георгия Львова (читает Евгений Князев) – как он, московский мальчишка, решил во что бы то ни стало увидеть государя. Ему даже удалось проехать на подножке кареты и разглядеть, как император что-то сказал ему.
А вот для художницы Маргариты Волошиной (читает Лика Нифонтова) все самые тёплые детские воспоминания были связаны со слугами, которые работали в их доме: эти «девушки» жили с ними десятки лет. Простые крестьянки дарили им море любви, заботы и преданности. Последняя русская княгиня Ольга Александровна Романова (читает Мария Шашлова) рассказывает о чуде, о том, как народ со всей страны шёл поклониться мощам Серафима Саровского.
Из «Воспоминаний» Ивана Бунина (читает Анатолий Белый) выбран момент, когда писатель едет за Нобелевской премией и как, проснувшись в поезде на Севере Европы, он увидел людей в шапках и снег – нечто «напоминающее Россию».
Воспоминания Марины Шторх (читает Мария Смольникова), дочери репрессированного философа Шпета, посвящены Алфёровской гимназии, великим учителям, супругам Александре Самсоновне и Александру Даниловичу Алфёровым. Безвинно осуждённым, расстрелянным… И такая судьба ждала многих выпускников и педагогов гимназии.
Все эти подлинные прожитые совершенно русские истории, где так много любви и ненависти, милости и жестокости, преданности и предательства, ожидания чуда и крушения надежд, заканчиваются тоже по-своему совершенно русской историей одной американки. Элеонора Лорд Прей (читает Мириам Сехон) приехала во Владивосток в конце XIX века, и сначала её «Письма» были полны восхищения от блеска и роскоши, а сердце замирало, когда в доме появлялся очередной бравый офицер. А потом появились отчёты о том, сколько дамы из самого высшего света города, недавно блиставшие на пышных балах, которые устраивались на кораблях, пошили для фронта портянок и наволочек. И сердце замирало уже в ожидании сводок из Порта-Артура.
«В любой российской семье есть свой пласт воспоминаний, всех затронула сложная и противоречивая история ХХ века. Мы стараемся отдавать отчёт, в какой точке мы находимся сейчас, чтобы не было иллюзий, запросов на более хорошую жизнь и претензий. Нужно чётко понимать, что было до нас, какие были совершены ошибки, какие – наоборот – подъёмы, победы и так далее. Какие-то моменты – принять, какие-то – признать не лучшими страницами в истории, за что-то попросить прощения, покаяться, за что-то – наоборот – испытать гордость. Этот проект о том, что есть Великая страна со сложной судьбой. У нашего отца есть прекрасный ответ на вопрос, как учить детей, как прививать любовь к родине. Он звучит так: „Любовь без соблазнаˮ», – рассказывает художественный руководитель проекта Михаил Разумовский.
Следить за проектом можно на сайте: http://ktomy.media/
На YouTube-канале: https://www.youtube.com/c/Ktomymedia
В Фейсбуке: https://www.facebook.com/ktomy.media/
ВКонтакте: https://vk.com/ktomy.media
В инстаграме: https://www.instagram.com/ktomy.media/?hl=ru
В конце каждой серии появляется информация, связанная с музеем в честь героя. Ещё одна цель проекта – «подсветить» музейную карту страны, соединить распадающуюся на части территорию, которую 140 миллионов человек называют Родиной.
В это же время в книжном магазине «Москва» будет открыт стенд, посвящённый «Живыми мемориям», где можно будет купить все мемуары, которые легли в основу фильмов, в том числе букинистические, так как многие из этих книг стали уже редкостью. Там же – подборка изданий, близких по теме.