Вот серьёзно. Прошло почти 70 лет, а у нас всё ещё идёт перепроверка контрольной по истории, несмотря на то, что учащиеся давно ушли в мир иной. Зато остались завуч, сторож и группа товарищей в кепках и с красной звездой в сердце. Они и решают, была ли «ошибка» со стороны любителя кукурузы в разоблачении одного из самых кровавых диктаторов XX века.
В документе сказано, что «доклад был ошибочным и политически предвзятым». Не то чтобы «жертв не было» совсем. Были, но… Просто жертвы, репрессии, депортации, лагеря, казни и исчезновения в подвалах Лубянки – это… как бы сказать… досадные перегибы на местах. Мы же понимаем, как это случается – не разобрались, погорячились. С кем не бывает, в конце концов?
«Соха и ядерная бомба»
Это решение не на пустом месте родилось. Ранее в Вологде в парке около школы пророс бюст Сталину. По инициативе граждан, конечно. Губернатор Филимонов возлагает цветы и говорит, что «Сталин принял страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой». Потом эту фразу аккуратно удаляют из соцсетей. Видимо, всё-таки неловко стало, что оставил не только бомбу, но и людей в нищете, да в ямах. Ранее тот же губернатор рассказывал о «сложных и трагических страницах истории», но когда дошло до выбора, что именно увековечить, почему-то выбрали не память о миллионах уничтоженных, а бюст тому, кто их уничтожил.

Между тем прокуратура потребовала вернуть 10,5 миллионов рублей, потраченные на другой сталинский памятник у музея «Вологодская ссылка». Вопрос к памятнику не в том, почему он установлен, а как он оплачен. То есть смущает не сам факт памятника товарищу Сталину, а то, что конкурс на его установку проходил не по закону, а потому надо памятник «вернуть» индивидуальному предпринимателю Екатерине Ложеницыной, которая занималась установкой памятника, а с неё взыскать те самые 10,5 миллионов рублей. ИП, понятное дело, не рада – всё-таки десять миллионов сердцу роднее и ближе, чем два метра (тут я несколько льщу «отцу народов») бронзы.
Метро и мемы
Да что там Вологда?! Столица тоже не отстаёт – на станции метро «Таганская» в Москве недавно воссоздали барельеф с изображением Сталина. Оригинал исчез в 1966-м в самый разгар борьбы с культом личности. Теперь же снова на сцене вождь, цветы и благодарные граждане. Только на бронзу денег или желания не хватило – поэтому на «барельеф из 3D-принтера» даже возмутиться толком не выходит, настолько дёшево и нелепо выглядит сама ситуация.
Однако, дело не в материале, а в посыле, а он здесь вполне чёткий: история – это не то, что было, а то, что решили восстановить.
Но это материя, а она, как известно, недолговечна. Идеи живут дольше. Вот и на этом поле мы видим ренессанс генералиссимуса – там, где раньше были «мемы про батю», теперь в ходу марафоны цитат Сталина. Губернатор Курганской области Шумков выкладывает у себя в Telegram-канале классическое: «Кадры решают всё», «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Это уже не историческая память, а культурный брендинг – не человек и даже не символ, а удобный мем. Строгий, немногословный, победоносный и потому удобный тем, что мёртвый. Ведь пока Сталин живой был, его боялись, теперь же фотографируются на его фоне и вспоминают, как он «отстоял страну». А то, что он при этом сжёг половину изнутри, тут возражают, что не надо о грустном.
Что не так с докладом?
То, что на XX съезде КПСС прозвучал именно закрытый доклад, уже о многом говорит. Это был не подвиг, а компромисс, не «открытое покаяние», а осторожный шорох за дверью. Хрущёв с его поздними мемуарами и кукурузой побоялся сказать вслух, что это был террор.

Но теперь и этот робкий голос решено отменить. И сегодня, в 2025 году, КПРФ заявляет, что Никита Сергеевич человек предвзятый и писал не ради правды, а с некой политической целью. И только товарищ Сталин занимался исключительно освоением целины. Ну и иногда освоением чужой жизни, в прямом смысле слова. Но что это перед лицом вечности?
Возникает ощущение, что время идёт назад. Сначала бюсты, потом барельефы, потом постановления о «реабилитации репутации». Интересно, что там в новых учебниках истории про него пишут – ещё про то, что «были издержки» или уже про то, какой был сильный лидер?
Кому всё это нужно?
Вопрос, конечно, риторический – это нужно не мёртвым, а живым. Тем живым, кто боится, кто стремится к простым ответам, кому нужна крепкая рука для ближнего, ясная иерархия для себя, а также отсутствие парламентаризма или судебных изысков для всех.
Был когда-то культ личности, теперь же – культ забвения. Не ради уроков, а ради утешения. Ведь если Сталин – не палач, а просто «эффективный менеджер», которому приходилось принимать трудные, не всегда популярные решения, то, значит, и любое насилие сейчас – не зло, а вынужденная необходимость.
Да, Сталин оставил страну с бомбой. Но прежде всего, он оставил её без миллионов людей, которые не просто «погибли» – их убили. И именно это на XX съезде впервые прозвучало вслух. Да, робко, стыдливо, криво и запоздало, но ведь прозвучало. И теперь это «ошибка»?

Улица Сталина
Фёдор Чистяков из группы «Ноль» лет десять назад спел (я правда услышала только на прошлой неделе): «Как хорошо, что хотя бы не на улицу Сталина». Кажется, он поторопился. Улица уже где-то есть. А скоро появится и район, и станция метро. И, глядишь, закон о «недопустимости оскорблений в адрес выдающихся деятелей».
***
Проблема не в памятниках и даже не в КПРФ, а в нас. В том, что за 70 лет мы так и не научились говорить правду – мы либо кричим, либо молчим, либо говорим, что «не всё так однозначно». А ведь так важно уметь назвать зло злом и грех грехом, вместо того, чтобы стесняться правды. Правда – не бронза, она ржавчины не терпит.