Александр Невский: святой политик?

13 мая 1221 года родился Великий князь, полководец и святой Русской православной церкви Александр Невский. Его фигура на протяжении столетий обрастала мифами и сегодня чрезвычайно идеологизирована

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна. Фото: РИА Новости

Отделить факты от домыслов и штампов «Столу» помог доктор исторических наук, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Алексей Мазуров. Как Александр стал Невским? Современники его Невским никогда не называли. Это прозвание закрепилось за ним с начала XV века, это книжное прозвание. Его величали «Александр Невский», «Александр Храбрый» и даже «Александр Великий» можно кое-где встретить. (У нас в истории Александром Великим называют Александра Македонского, и это уже некоторая оценка).  Какая у нас в школе главная победа Александра Невского? На Чудском озере — Ледовое побоище. Почему же его назвали Невским, а не Чудским? В этом была определенная загадка. Очевидно, что Невскую битву современники выделяли больше, чем Ледовое побоище. [caption id="attachment_62044" align="aligncenter" width="337"]

Александр Невский на Чудском озере. Фото: летопись XVI века[/caption]   Лично я считаю, что Александр Невский, фигура, безусловно, симпатичная, другое дело как его используют. В разные эпохи эта фигура поворачивалась разными гранями. Почитание Александра Невского как святого началось с момента его погребения. И дошедшее до нас житие Александра Невского не трафаретное, а очень живое. Его писал младший современник князя, который знал его лично. И вот он описал просто душераздирающую картину: как от Городца на Волге (где он, возвращаясь из Орды, умер после долгой болезни, приняв перед смертью схиму) его несли на руках с многотысячной процессией до Владимира, как в момент погребения митрополит всея Руси Кирилл сказал: «Чада мои, разумейте яко зашло же солнце земли Русской». Такой была оценка современников. Его оценивали как «солнце земли Русской». А новгородский летописец, когда узнал о кончине князя, произнёс (и записал) молитву: чтобы князь «лицо Божие видел после смерти в раю». Почему? Потому что он много потрудился за Новгород (а летописец был Новгородский) и за Русскую землю. Так что современники уже имели довольно высокое суждение об Александре Невском. И вот в момент погребения Александра Невского совершилось первое чудо. Митрополит должен был вложить ему в руки разрешительную грамоту, пергаментный лист. Несли его уже в ноябре, при минусовых температурах, и тело закоченело. Тем не менее, как написано в житии, мёртвый князь приподнял руку и сжал разрешительную грамоту, как бы взял её. Свидетелями этого чуда были несколько человек. Второе чудо было связано с Куликовской битвой. Накануне битвы пономарю в городе Владимире, где был погребён князь, было видение: два старца вышли из алтаря, подошли к гробнице Александра Невского и стали молить его, чтобы он помог своему сроднику Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому. И вот князь встал из могилы и через некоторое время стал невидимым. А на следующий день была одержана победа в Куликовской битве. Ещё одно чудо относится к 1491 году, когда был великий пожар в городе Владимире и обгорели мощи князя. Его тогда многие видели на коне явившимся на небе. Несмотря на эти чудотворения, вплоть до 1547 года Александр Невский был местночтимым святым. Его почитали во Владимире и округе. И только на канонизационном соборе времён митрополита Макария он был канонизирован в числе других подвижников, вместе с Сергием Радонежским, Варлаамом Кутынским, Пафнутием Боровским. Причем подошли к этому вопросу с пристрастием: проводилась «экспертиза», проверяли достоверность чудотворений. Но процедура была пройдена, и с 1547 года он был провозглашен общерусским святым.

[caption id="attachment_62052" align="aligncenter" width="647"]

Эскиз Г. И. Семирадского "Погребение Александра Невского". Фото: Русский музей[/caption] Очень интересно, как воспринимали Александра Невского. В XVI-XVII вв. его представляли (мы это знаем из икон) как князя-схимника. Он изображался в монашеской схиме, несмотря на то, что из летописи все знали о его военных победах, о дипломатии. Но на большинстве дошедших до нас икон того времени представлены эпизоды с чудотворениями. То есть он почитается как праведник, который много в мирской жизни потрудился и принял ангельский чин, стал схимником и чудотворцем. Такой жизненный путь считался идеалом в Московском царстве, и Александр Невский этому идеалу замечательно соответствовал.  Вот такой была первая эпоха почитания Александра Невского. Никакого политического измерения в то время не было. Политическое и светское измерение его фигуры появилось в эпоху Петра I. Тут произошла настоящая революция в восприятии образа князя. Если мы посмотрим на иконы XVIII века, мы увидим разительные контрасты. Князь стал изображаться в доспехах как князь-воин. Интересно, что иногда он изображался в доспехах западноевропейских рыцарей, которых он бил – шведов, немцев и т.д. Что же произошло при Петре I? Петр I увидел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе со шведами на берегах Невы. То есть много веков назад был замечательный князь, который делал тоже самое, что и он. Поэтому он и Александро-Невскую лавру построил (тогда по ошибке думали, что построили ее как раз на том месте, где произошла Невская битва). Это Пётр решил перенести из Владимира в Санкт-Петербург мощи Александра Невского и объявил его покровителем города. Раку с мощами несли на руках и успели только к третьей годовщине Ништадтского мира, в 1724 году (а планировали ко второй). Александр Невский стал покровителем града Петра и через это как бы покровителем всей Российской империи. Вот это уже политическое измерение.  Надо сказать, что при Петре I был учреждён третий по счёту орден — орден святого благоверного князя Александра Невского. (Первым был орден Андрея Первозванного, второй — Екатерины). Кавалеры ордена должны были платить большую сумму — четыреста рублей в год. Они собирались в день памяти, специальные приёмы устраивали. Награждали орденами не просто, как сейчас. Кавалеры ордена должны были принимать участие в благотворительности и не только, это было очень статусное дело. Орден Александра Невского с разными видоизменениями сохранился до сегодняшнего дня. Он был и в Советском Союзе в годы войны (правда, без слов «святого благоверного» и не на кресте). А сейчас есть просто орден Александра Невского, снова на кресте.

  [caption id="attachment_62054" align="aligncenter" width="1561"]

Орден святого благоверного князя Александра Невского. Фото: Ordinarie / Wikimedia[/caption] В конце XVIII — XIX веках имя Александра Невского очень почиталось в императорской фамилии. Неслучайно в XIX веке было три императора Александра, все они были крещены во имя святого благоверного князя Александра Невского. Основная масса храмов и часовен в честь Александра Невского была построена в XIX — начале XX века. И распространение имени Александр в широких массах в это время тоже связано с Александром Невским. Совершенно новый этап начался с приходом к власти большевиков. Они провозгласили, что вся история нашей страны с 1917 года была предысторией, прелюдией к Великому Октябрю. А все эти великие князья, цари, бояре, дворяне – все они крепостники и эксплуататоры трудового народа. Всех их хотели затоптать и заклеймить позором. Главным героем был народ, без лиц, как правило. И ещё был антирелигиозный лозунг «Святых на свалку!», в том числе и Александра Невского. Поэтому в 1922 году, не смотря на противодействие петербургских православных братств, рака с мощами Александра Невского была вскрыта. Серебряная рака была выдающимся произведением ювелирного искусства, эпитафию для неё написал лично Михаил Васильевич Ломоносов. Слава Богу, её не переплавили. Её переправили в Эрмитаж, где эта рака до сего времени находится. Сам процесс осквернения сохранился: был смонтирован фильм-кинохроника, и всем показывали эти кощунственные кадры.  В 1920-е — 1930-е годы имя Александра Невского оказалось в забвении. Но память о нём хранила русская эмиграция. Там издавались работы, которые до сего времени не потеряли своего значения. Это работы Георгия Владимировича Вернадского, Николая Андреевича Клепинина и, конечно, Георгия Петровича Федотова.  Но Бог действует ведь самыми разными способами. И возвращение Александра Невского произошло совершенно удивительным образом. В 1936 году в журнале «Большевик» были опубликованы хронологические выписки Карла Маркса по всемирной истории. Их Маркс писал для себя, для расширения кругозора. В этих выписках он упомянул победу Александра Невского на Неве и на Чудском озере. А противников его, немецких рыцарей, он хлёстко охарактеризовал как «прохвостов», «крестоносных сволочей» и «псов-рыцарей». Оказывается, Карл Маркс очень уважал Александра Невского! Конечно, после этих публикаций стена молчания вокруг него пала. В конце 1930-х годов на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Первоначально по сценарию фильм назывался «Русь», его много критиковали, но потом название заменили. Благодаря таланту режиссера этот фильм фактически определил восприятие Александра Невского в советское время. И даже сейчас мы во многом наследуем эти штампы. Сам главный герой, которого сыграл замечательный актер Николай Черкасов, показан очень симпатичным. И когда в годы Великой отечественной войны был учрежден младший полководческий орден Александра Невского, он считался в армейской среде самым красивым. Достоверных изображений Александра Невского до нас не дошло, и художники сталинского периода решили поместить на орден образ Николая Черкасова из фильма. Вот такие удивительные превращения происходили. После Великой отечественной войны определился совершенно новый  образ Александра Невского, князь воспринимался как военный деятель, как полководец, и главным его деянием была не Невская битва, как всегда считалось до революции и закреплено в прозвании князя, а Ледовое побоище. Князь стал символом геополитического успеха в противостоянии Западу, что и сейчас очень актуально. В годы войны посыл был примерно такой: Александр Невский боролся с немецкими рыцарями, а сейчас мы, его потомки, боремся с фашистами — потомками немецких рыцарей. При этом замалчивались факты, связанные с деятельностью князя как дипломата. Совершенно ничего не говорилось про то, что он был святой человек. Это всё было под семью замками. В советской литературе ничего этого встретить было невозможно. [caption id="attachment_62060" align="aligncenter" width="528"]

Александр Невский во время Невской битвы. Фото: летопись XVI века[/caption] Надо сказать, что в биографии Александра Невского существует немало спорных моментов. Представители татарской диаспоры очень активно пропагандируют идею, будто князь был побратимом и кровным братом хана Сартака, сына Батыя. Это то, что называется байка. Она впервые появилась в одном из романов 50-60-х годов XX века, а потом её подхватил Лев Николаевич Гумилев. Никакие достоверные источники подобной информации не содержат. Это домыслы. Некоторые историки, правда, считают, что это весьма вероятно. Но серьезные исследователи к этому относятся очень скептически. Есть также нюансы, связанные с поведением Александра Невского в отношениях с его младшим братом Андреем и в отношении Новгорода. Ряд историков упрекает его в коллаборационизме, в том, что он как бы сотрудничал с татарами, не поднял знамя борьбы, в отличие от своего младшего брата Андрея Ярославича и Галицкого князя Даниила. Надо было, мол, с открытым забралом во что бы то ни стало биться с монголами. Я думаю, что это несправедливые упреки. В то время сила монгольской империи была столь велика, что это было бы безрассудное решение, оно привело бы к новому карательному набегу. Собственно говоря, так и случилось. Рать пришла воевать на Русь против Андрея Ярославича, и Даниил Галицкий, могущественный князь, который жил прямо на границе с Центральной Европой и мог рассчитывать на помощь королевств и папского престола, никакой помощи в этой борьбе не получил. Поэтому мне поведение Александра Невского представляется очень объяснимым с точки зрения прагматики. Оно, может быть, и было более симпатично погибнуть в борьбе, но с точки зрения сохранения Русской земли, жизненных сил, для того чтобы накопить их для последующей борьбы с монголами, его поведение было абсолютно правильным.  Фигура Александра Невского сейчас во многом очень консенсусная, примеряющая. Его уважают традиционалисты: для консерваторов это святой человек, доказавший свою верность православной вере (он отослал послов римского папы, двух кардиналов, которые к нему приезжали). К нему очень неплохо относятся и центристы, и либералы. Почему? Потому что с советских времен отношение к Александру Невскому у нас сформировалось очень позитивное. Национальные диаспоры, самая большая из которых татарская, тоже ценят Александра Невского благодаря точке зрения о побратимстве и потому, что он активно контактировал и с ханом Батыем, и с Сартаком, и с ханом Берке, ездил в Орду и поддерживал дипломатические отношения, его там очень ценили и с великой честью отпустили из Орды. Это для них тоже очень важно. Все эти факты определяют общее позитивное отношение к Александру Невскому.

Читайте также