Имя святителя знакомо каждому православному христианину – ведь каждую неделю на протяжении большей части церковного года в храмах совершается Божественная литургия по чину Иоанна Златоуста.
Будущий святитель Иоанн родился в середине IV века в Антиохии – в четвертом по величине городе Римской империи. Его отец, византийский военачальник Секунд, погиб вскоре после рождения сына, а мать, Анфуса, больше уже не выходила замуж, посвятив свою жизнь воспитанию детей в христианской вере.
Иоанн получил отличное образование – он был лучшим учеником известного ритора Ливания, самого знаменитого адвоката и мастера красноречия того времени, чья школа была предметом гордости антиохийцев. Позже, будучи на смертном одре, на вопрос учеников кого бы он хотел видеть своим преемником по школе, Ливаний ответит: «Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане».
Действительно, завершив обучение, Иоанн стал не только преуспевающим адвокатом, но и поступает изучать Священное Писание в школу знаменитого богослова той эпохи Диодора Тарсийского и восполняет свое светское образование духовным.
Позже Иоанн принял монашество, которое называл «истинной философией». И монашеству он посвятил свои первые труды – «Шесть слов о священстве» и «Против вооружающихся на ищущих монашества».
В 386 году святитель Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом в пресвитера. И вскоре пресвитер Иоанн завоевал славу самого блестящего проповедника Антиохии.
Собственно, из этих роповелей и родились многие духовные книги Златоуста, в которых первостепенное значение он уделял объяснению смысла текстов Священного Писания. Иоанн составил подробнейшие толкования как на ветхозаветные книги – Бытие, Псалтирь, книгу Иова, книгу пророка Исайи, так и на большую часть новозаветных книг – Евангелия от Матфея и Иоанна, книгу Деяний, все послания святого апостола Павла.
Но самым главным творением святителя Иоанна Златоуста является чинопоследование Божественной литургии, которая стала не просто олицетворением биения живого сердца Христа, но и откровением Царства Божия. И кто из христиан не замирал в благоговейном восторге, когда под пение Херувимской песни он каждой клеточкой тела вдруг начинал чувствовать, как изменяется время и пространство – как обычный храм вдруг становится горницей Тайной вечери, и все верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, становятся едины с Господом и друг с другом, прославляя Христа «едиными устами и единым сердцем».
* * *
В 397 году святитель Иоанн был вызван из родной Антиохии для поставления архиепископом Константинополя после смерти архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова.
Но в столице Византии у Иоанна, привыкшего всегда и везде говорить правду в лицо, сразу возникли конфликты с местной элитой рассматривавшей церковь лишь как институцию власти в империи.
После ссоры с императрицей Евдоксией оклеветанный Иоанн подвергся суду и был даже приговорен к смертной казни, которую император заменил вечным изгнанием.
Но, когда святителя изгнали из города, в нем произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила вернуть архипастыря Иоанна и даже послала ему письмо, умоляя вернуться.
Но спустя два месяца после возвращения, святителя снова осудили по клеветническому обвинению и вновь изгнали из города.
* * *
Его сослали в Кукуз, глухое селение в пределах нынешнего Закавказья. Путь к месту ссылки длился 70 дней. Иоанн страдал от лихорадки, от боли в желудке, но еще больше от трусости собратьев - все епископы боялись помочь ему.
Но зато в Кукузе местный епископ и администрация также встретили его как почетного гостя. Вскоре к нему стали приезжать друзья и ученики. «Вся Антиохия уже в Кукузе» – говорили враги Златоуста.
В конце концов, враги святителя добились от императора приказа сослать Иоанна в Питиунт – ныне это Пицунда.
Большую часть пути Иоанн шел пешком - на этот раз конвою было приказано обращаться со ссыльным без всякой жалости.
На пути, неподалеку от селения Команы, Иоанн свалился с ног – силы ему изменили. Его занесли в ближайший храм. Он сказал, чтобы его подвели к алтарю, и попросил местного священника причаститься Святых Тайн. В конце молитвы он перекрестился и, ослабев, медленно стал опускаться на плиты пола. Последние слова его были: «Слава Богу за все! Аминь!».