«Историческое событие совершилось. Мы сегодня символически свидетельствуем о том, что страна живёт в иное время, в иную эпоху. Прошло – надеемся, безвозвратно, – то время, когда святыни изымались из Церкви, и наступило время, когда Церкви возвращаются святыни, даже представляющие огромную культурную, историческую ценность. И документ, который мы сегодня подписали, свидетельствует очевидным образом о том, что безвозвратно ушла в прошлое та страшная эпоха, когда под видом изъятия церковных ценностей изымались святыни земли Русской и народ наш лишался возможности возносить перед ними свои молитвы».
День за днём я возвращаюсь мысленно к этому спичу патриарха Кирилла об иной эпохе, пытаясь понять, что за судьбоносный поворот истории заметил наш патриарх.
Новизна в том, что государством изымались святыни, а теперь возвращаются? Но время это официально наступило не 12 июля 2023 года, а 30 ноября 2010-го, когда президент Дмитрий Медведев подписал закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям» отобранного Советской властью у церкви имущества. То есть возвращение церковного имущества и святынь, пусть даже и представляющих «огромную культурную, историческую ценность», – это не новость. Хоть рублевская «Троица» для верующих всегда будет считаться святыней, а для просто культурных людей всего мира – великим шедевром.
Нельзя не радоваться, что мы живём в эпоху, когда наше государство пока не даёт санкций на разграбление церковного имущества, как это заново происходит, например, в такой же поныне советской по духу, как и РФ Украине, где закрывают Киево-Печерскую лавру, отбирают храмы у Украинской православной церкви, обыскивают и арестовывают клириков и иерархов по политическим статьям. Но за гранью приличия находится, на мой взгляд, и то, как церковь согласна понимать заступничество за православие власти то преследующей заигравшегося студента, ищущего в екатеринбургском Храме-на-Крови покемона, то отправляющей в тюрьму эпатирующих публику дам из группы Pussy Riot, то творящей законы о защите чувств.