Фото: Любимов Андрей / АГН "Москва"
«Откуда есть пошло красное яйцо...»
Надо сказать, что этого никто не знает. Существуют версии о христианском происхождении обычая красить яйца и о языческом влиянии. В пользу последней версии, например, можно привести тот аргумент, что ещё в захоронениях древних шумеров и египтян находили различные яйца – от страусиных до золотых. Также некоторые (да что там некоторые – большинство) орнаменты на славянских писанках намекают на то, что практика окрашивания яиц у наших предков существовала и до принятия христианства.
Но поскольку речь идёт именно о пасхальном яйце, то остановимся на христианской версии этой традиции. Как нетрудно догадаться, первое пасхальное окрашенное яйцо связано с Воскресением Иисуса Христа. По легенде, Мария Магдалина отправилась в Рим, чтобы проповедовать Христа воскресшего, и прежде всего обратилась со своей проповедью к императору Тиверию. Денег у неё не было, а являться к императору с пустыми руками было дурным тоном, потому она принесла красное яйцо и начало свою проповедь словами: «Христос воскрес!»
Красный цвет яйца мог быть вызван тем, что Мария Магдалина хотела показать, что проповедуемый ею – это Тот, о Ком сказано, что «облаченье Твое – красного цвета» и «Твои одежды – как у топтавшего виноград в давильне» (Ис 63: 2).
Согласно другой версии, Мария принесла императору обычное яйцо белого цвета, и яйцо покраснело после сомнений Тиверия в словах Марии. «Как белое яйцо не может стать красным, – воскликнул император, – так и мёртвый не может стать живым». И яйцо покраснело.
Как бы то ни было, но христиане стали подражать этой простоте Марии Магдалины и при праздновании Воскресения Христа начали дарить друг другу окрашенные в красный цвет яйца, возвещая: «Христос воскрес!»
Крашенки, писанки и не только
Если технология окрашивания первого пасхального яйца точно не известна, то сейчас нам знакомы многие варианты.
Самое простое – взять и покрасить яйцо полностью. Так появились крашенки. Чтобы покрасить яйцо, не нужен ни воск, ни кисть, ни какие-то специальные краски. Всё, что нужно, – это ёмкость, в которой яйцо варится вкрутую, и краситель. Традиционно используется луковая шелуха, которая придаёт яйцу красно-коричневый цвет различной глубины.
Однако сейчас пасхальное яйцо не обязательно красное: современные красители позволяют разгуляться фантазии, поэтому синие, чёрные, жёлтые яйца уже никого не удивляют. Не все знают, но достигнуть такого разнообразия цветов можно и природными красителями:
- шелуха лука (красно-коричневый);
- сок из свеклы (розовый);
- цветы календулы (жёлтый);
- крапива (зеленый);
- кора дуба или оболочки грецких орехов (чёрный или тёмно-коричневый);
- лепестки тёмной мальвы (фиолетовый).
В отличие о крашенок, писанки требуют больше сил, времени и навыков. Вначале на яйцо наносят орнамент обычным карандашом, далее следует несколько этапов частичного покрытия сырого яйца воском и погружения в ёмкость с краской – от светлого тона до самого тёмного. В конце яйцо подносят к огню и стирают воск. Затем остаётся только проделать два отверстия в яйце и выдуть содержимое. Да, писанку никто есть не собирается. Равно как и христосоваться ею. Такое яйцо делают либо для украшения, либо как некий оберег. Но ко Христу это уже никакого отношения не имеет.
Помимо крашенок и писанок существуют и более экзотичные капанки и шкрябанки. Способ их изготовления понятен из названий.
Бить или не бить
«Бить!» – скажете вы и будете правы. Отчасти. Забава битья яиц (или по-другому игры в битки) восходит к Средневековью. Правила предельно просты: игроки держат в руках по сваренному вкрутую куриному яйцу и бьют их друг о друга острыми концами. Выигрывает тот, кто разбил яйцо соперника, сохранив в целости своё. Победитель забирает яйцо поверженного соперника. Как и любая другая азартная игра, битки не избежали элементов жульничества. Случается, что игроки наполняют яйца цементом или алебастром. Или, как делал мой дед, носят в кармане «краплёное» яйцо, например, из дерева.
Не менее интересна и другая игра – катание яиц. Участники скатывают яйцо с небольшой горки с целью «выбить» яйца других участников. Выбитое яйцо игрок забирает себе. Чем-то это напоминает кёрлинг.
Однако изначальная христианская традиция – не биться яйцами, а обмениваться ими в храме при христосовании после пасхальной литургии. Делается это в знак братской любви и единения христиан. В день самой Пасхи, а также на протяжении всей Светлой недели яйца дарили буквально всем: родственникам, соседям, знакомым, прохожим, раздавали беднякам на помин души.