Далеко не каждый архиерей сможет правильно произнести официальное название этого праздника: «изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Чаще говорят «происхождение Честных Древ». Хотя на самом деле оба этих русских слова не совсем точно передают смысл старославянского слова «предъисхождение» – т.е. «несение впереди».
Дело в том, что в древнем Константинополе был обычай 1 августа (14 августа по новому стилю) встречать последний месяц лета особы крестным ходом – обходить с частицами Животворящего Креста Господня городские стены.
Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на Святой Трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа первого».
А вот в «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по указанию Патриарха Московского и всея Руси Филарета, праздник 1 августа назван также и днем освящения воды: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».
На этот праздник – перед заговением на Успенский пост – устраивались народные гулянья. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская «праздницкая» – народное гулянье, происходившее на островке около крепостных «Происхожденских», или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.
Также в этот праздник принято было принято было купаться: «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся».
Также, согласно «Сказанию действенных чинов», в этот день освящённой водой освящался и мед нового медосбора.
Часть освящённого меда оставалась в церкви, и свежим медом угощали и прихожан, и церковных служек, и нищих – на улицу перед храмами выставляли специальные столы с угощением для бедных. Отсюда в России появилась и народное название праздника Медовый Спас.
* * *
Священник Георгий Кочетков:
– Когда-то в Константинополе в жару, летом, когда начинались тяжёлые болезни, например, холера, из храма Святой Софии выносили святой крест, на котором был распят Христос, обносили его вокруг города по стенам, и эпидемия прекращалась. Так совершалось каждый год. Поэтому и был установлен этот праздник, по старому стилю первого августа. Но это особый праздник Русской церкви ещё и потому, что это и день Крещения Руси. В каком-то смысле это день рождения Русской православной церкви, церкви на Руси, так что мы сегодня празднуем одна тысяча тридцать пятый год Крещения Руси.
Кажется, совсем недавно мы праздновали тысячелетие Крещения, и вот уже прошло ещё треть века с того дня. Для нас это важно, особенно в контексте того, о чём мы сегодня слышали через пророка Малахию и в проповеди. Для нас действительно очень важно знать, что такое наше служение, какие плоды приносит церковь, в каком духовном состоянии она находится, потому что церковь состоит прежде всего из людей, а люди разные, и мы с вами все разные, а потому и плоды приносим разные: кто-то добрые, сочные, красивые, кто-то сморщенные и гнилые, а иногда мы бываем и вовсе бесплодными. Всё это влияет на всех, потому не случайно и говорит апостол Павел: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Вы – тело Христово, и в отдельности – члены» (1 Кор 12:26). Поэтому, когда мы прославляем святых, мы радуемся, потому что прославляется всё Тело. Когда мы встречаемся в церкви с беззаконием, со стяжательством, с гордыней, с завистью, с разного рода страстями, иногда с самыми страшными, ужасными, то церковь, конечно, от этого терпит урон в лице каждого её члена, даже того, кто ничего плохого не помышлял и не совершал.
Да, дорогие братья и сёстры, действительно праведным пред Богом является тот человек, который служит Богу и ближним, потому что любит Бога и ближнего, т. е. исполняет первую и наибольшую заповедь. Служение для нас – это не просто тема нашего года для всего нашего братства. Служение – это для нас самое важное, потому что оно связано с творчеством, с исполнением своего призвания.
Бог дал каждому человеку дар любви во Христе, и от человека зависит, воспримет он эту любовь или не воспримет. Эта небесная любовь является любовью, подобной воде, текущей в Жизнь вечную, и каждый из нас должен стать источником такой любви, потому что обычной земной, телесно-душевной или родовой любви для этого не хватает. Мы с вами это очень хорошо знаем и понимаем. Мы хорошо знаем и понимаем, сколько соблазнов и искушений в нашей жизни приходится преодолевать – как внутренних, так и внешних. Никто не должен хвалиться пред Богом своей плотью, ни один народ на земле, ни одна поместная церковь. Никакая плоть не должна хвалиться собой, потому что тот, кто хвалится плотью своей, предаётся гордыне и сразу лишает себя благодати. Такое уже было однажды с тем народом, который имел больше оснований, чем все другие народы, хвалиться своей плотью. Но когда он стал это делать, когда это вошло у него в традицию, народ потерпел великое крушение и до сих пор с трудом духовно встаёт. Но ведь это не только судьба израильского народа. Новый Израиль – это Церковь, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, ни богатого, ни бедного (см. Кол. 3:11). К сожалению, и в Новом Израиле бывало множество искушений, когда какой-то один народ хотел сказать, что у него особый путь пред Богом. В целом это правильно, но только надо ведь было бы сразу признаться, что особый путь пред Богом есть и у каждого человека, и у каждого народа. Нет ни одного народа, как нет ни одного человека, у которого не было бы особого пути, данного ему Богом. И дело лишь в том, насколько человек познаёт это предназначение и исполняет своё призвание.
Одна из причин русского холокоста первой половины XX века заключалась как раз в том, что народ возомнил себя народом-богоносцем, способным спасти всё человечество. И вина церкви в том, что она не уберегла народ от этого горделивого и ложного сознания. Вина церкви была в том, что она стала служить власти, государству, народу, больше, чем Богу, а это ей не заповедано. Как часто и сейчас бывает так, что церковь больше служит культуре, или больше утешает людей всеми правдами и неправдами, что также церкви Богом не заповедано. Церковь должна знать свой путь, должна идти только Божьим путём. И нам тоже надо различать духи, нам тоже нужно проявлять великое трезвение, великое дерзновение и смирение, чтобы наша любовь была творчеством с Богом, а наше творчество было явлением любви к Богу и Церкви, ибо другого творчества людям не дано. Всё остальное ложно и лживо, как показала двухтысячелетняя история христианства.
Празднуя день рождения нашей церкви, мы должны сохранять эту трезвенность, мы не должны опускать рук, предаваться унынию или просто критиканству. Мы должны делать то, что мы должны делать, т. е. служить Богу и Церкви от всей души, всеми силами своего сердца, ума, чувств и тела, душевного и духовного. Мы не должны ни жить для себя, ни умирать для себя. Каждый человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно. Можно реализовать Божьи дары, но на этой земле так всё премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Это прельщение, ложный путь. Ничего из того, что замыкает человека на самого себя, не может иметь успешный исход, совсем ничего.
Нам надо было бы сделать адекватные выводы из всего того, что произошло в XX веке, в первую очередь, с нашей страной и с нашим народом. А мы не хотим делать этих выводов, не хотим усваивать опыт новомучеников и исповедников, не хотим отгородиться окончательно от того зла, которым была заражена вся наша земля, на которой это зло процвело более, чем где бы то ни было в мире, хотя XX век беспрецедентен по количеству предельного зла и греха, совершенного по всей земле. Сколько народов понесли миллионные жертвы, но до сих пор адекватных выводов не сделано! Часто это всё служит их дальнейшему разделению и озлоблению, возрастанию духа претензий и гордыни, но совсем не тому, к чему призвал нас Господь – нас, как и всех других людей на земле.
Празднуя день рождения нашей церкви, будем радоваться тому, что церковь на нашей земле вообще сохранилась и есть возможность в ней жить, несмотря на все стеснения, несмотря на все беззакония, которые так легко проявляются в членах церкви, несмотря на всю нашу глупость, на всё наше невежество, обскурантизм, бескультурье, бездуховность, непоследовательность, удобопреклонность ко злу, унынию, зависти, стяжательству и множеству других грехов.
Да, дорогие братья и сёстры, всегда радостно праздновать день рождения. И хотя на праздник не всегда считается приличным говорить о трудностях реальной жизни, но в случае с церковью нельзя поступать по законам мира сего. Мы тем лучше отпразднуем этот день, чем лучше познаем самих себя. Если мы приблизимся к Богу, то мы приблизимся и друг ко другу, и церковь станет более здоровым и дееспособным духовным телом. Будем стремиться всегда помнить о своём служении, будем стремиться искать его и, найдя, его исполнять. Наше служение есть жертва.
Может быть, вы сегодня обратили внимание, что на Вечерне в молитве мы читаем: «Ты удостоил нас... вечернее служение Тебе принести». Как мы можем приносить вечернее служение Богу? Мы сейчас читали эту молитву, и я остановился и об этом думал. Я вспомнил греческие слова, соответствующие этому месту, из которых видно, что это принесение вечернего служения, как и всякого другого, есть принесение жертвы. Служение в каком-то смысле всегда есть творческая жертва, то есть творчество, которое требует жертвы, подобно настоящему искусству, подобно подвигу любви, подобно духу свободы и познания истины. Не может человек познать истину, не может быть в духе свободы, не может жить в любви, не может обрести Жизнь вечную, не принося жертв духовных, не служа Богу и ближнему, Богу и Церкви. Это самое важное. И когда мы будем в следующий раз читать эту молитву или петь о том, что мы приносим Богу вечернюю службу, вечернее служение, как и любое другое, например, евхаристическое служение, будем помнить, что это служение есть жертва – жертва уст, жертва хвалы и благодарения. Это жертва своим сердцем, своей жизнью. Только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретёт её. А кто не отдаёт своей жизни Богу, тот теряет свою жизнь раз и навсегда. Не забудем же об этом, дорогие братья и сёстры, и будем благодарить Бога за то, что мы живём в церкви, в нашей Русской православной церкви, ибо нас Господь привёл жить здесь, на русской земле – людей всех национальностей, разных культур, разного положения. Будем благодарить Бога за это, будем радоваться этому, потому что для нас лучшего пути нет нигде и никогда. Для других людей могут быть, но для нас – нет! Будем понимать, что это значит, будем знать, что Господь нас привёл служить Ему здесь и сейчас не случайно. Не будем раздваиваться, не будем оглядываться назад, но будем приносить Богу достойные плоды во время свое!Аминь.