Если вы побываете в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде Великом, то в западном притворе храма вы увидите его – с виду самый обычный валун, какие в изобилии разбросаны по Северо-Западной Руси в память о последнем великом оледенении.
Но это не просто булыжник. Это камень святого Антония Римлянина, первого игумена монастыря.
По преданию, Антоний Римлянин родился в Италии в самом начале XI века в семье знатных подданных Византии, державшихся православного исповедания. В юности он потерял родителей и решил принять монашество в одном пустынном скиту, где прожил двадцать лет. Однако «гонения со стороны латинян на православных принудило братию разойтись». Но перед этим Антоний – по указанию Святого Духа – сложил всё золото, что досталось ему от родителей, в просмоленную бочку, а бочку выбросил в море.
Более года Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашёл на пустынном берегу моря большой камень, на котором он стал усердно молиться, прося Господа наставить раба Cвоего в служении Ему. От молитвы его не отвлекла даже страшная буря: она сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, с места и понесла его в море...
Однако камень, вопреки всем ожиданиям, не затонул, а пустился в плавание через Средиземное море и Атлантику. Чудесным образом камень, в два дня преодолев Северные и Балтийские моря, прошёл через реку Волхов и накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы пристал к берегу в трёх верстах от Новгорода.
В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие – что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни.
* * *
Надо сказать, что Антоний прибыл на Русь в непростой период – в пору, когда на местной кафедре подвизался преподобный Никита, уже шестой по счёту епископ Новгорода Великого.
Первым же православным владыкой всея Новгородской республики был сам Иоаким Корсунянин – один из священников, крестивший князя Владимира в Корсуни (Корсунь – Херсонес Таврический). С собой преподобный Иоаким привёз на Русь довольно много греческих священников, но очень скоро убедился, что без русского клира, без русских батюшек, способных говорить с паствой на одном языке, миссия в новой епархии быстро зачахнет.
Поэтому святитель Иоаким с помощью ученика Ефрема основал в городе школу, куда отбирали самых способных детей, которых обучали славянской грамоте, догматам святой веры христианской и греческому языку.
Святитель Иоаким правил Новгородом до 1030 года. Но затем епископская кафедра в Новгороде оставалась пустой в течение пяти лет – видимо, в Константинополе отказались утвердить кандидатуру Ефрема, названного преподобным Иоакимом в качестве преемника. А вот креатура Константинополя вызывала уже неприятие у князя Ярослава Владимировича, наследника равноапостольного князя Владимира. В конце концов стороны сошлись на кандидатуре некоего Луки Жидяты, чье прозвище ясно указывало на его происхождение из еврейского народа. В историю епископ Лука вошёл как строитель великолепного храма Святой Софии, сохранившегося и до наших дней. Также по повелению епископа Луки в Новгороде было основано и народное училище, где более 300 юношей из разных сословий обучались знаниям, нужным как для священного сана, так и для гражданской службы на благо князя Ярослава.
Следующие три епископа Новгорода – преподобные Стефан, Феодор и Герман – также были ставленниками Византийской империи. Правда, в летописях так мало говорится о них, что о нравственном состоянии Новгородской епархии в тот период мы можем только догадываться.
Но именно в период правления Германа в Византии совершилось событие, которое самым прямым образом повлияло на жизнь Русской церкви. В 1089 году в ходе налёта венецианцев на город Миры Ликийские были захвачены мощи святителя Николая, которые затем торжественно перенесли в италийский город Бари. В Русской церкви, где зрел подспудный протест против засилья греческих попов, в этом переносе увидели знак того, что Божия Благодать, явленная через мощи святого, ныне отнимается у греков и переходит к иным народам. Так, в самые короткие сроки святой Николай Угодник стал самым популярным святым на Руси. Его икона была своего рода знаком «фронды» по отношению к грекам – как константинопольским, так и киевским.
И вот в 1096 году на Новгородскую кафедру назначается киевлянин Никита Затворник – по сути, первый русский епископ и инок Киево-Печерского монастыря.
А ровно через 10 лет – в августе 1106 года – в Новгороде как будто бы из ниоткуда появился православный итальянец Антоний Римлянин, утверждавший, что послан Самим Господом, чтобы построить в Новгороде монастырь по образцу италийских православных братств.
А что такое свой монастырь для епископа? Это и готовый аппарат управления вверенной епархией, и кузница кадров.
* * *
Встреча двух святителей описана в житии преподобного Никиты Новгородского, также прославленного в лике святых.
«Как скоро дошёл слух до епископа Никиты о чудесном пришельце, – сказано в житии преподобного, – святитель тотчас пожелал видеть его. Движимый радостью и страхом, с глубоким смирением пошёл к нему преподобный. Святитель ввёл его в свою келью. Входя, преподобный сотворил обычную молитву и, когда святитель сказал “аминь”, со страхом и любовью принял от него благословение, как от руки Божией. Провидя уже, по научению Божию, всё чудесное в жизни преподобного, святитель, несмотря на то, начал расспрашивать его об отечестве, откуда и как он прибыл в Великий Новгород. Преподобный не хотел было открывать святителю таинственно-чудесного события в своей жизни, славы ради человеческой. “Мне ли, брате, – сказал тогда святитель, – не поведаешь своей тайны. Или не знаешь, что Бог откроет нашему смирению всё, яже о тебе, а ты тогда заслужишь осуждение преслушника воли Божией?»
И потом настоятельно, ещё и с заклинанием, попросил у него ответа. Преподобный пал после сего ниц пред святителем и горько плакал, умоляя никому не открывать его тайны, пока он жив, и потом откровенно рассказал ему о месте своего рождения и воспитания и о том, как прибыл в Новгород.
Слушая эту чудную повесть, святитель подумал, что видит пред собой не человека, но ангела Божия, встал со своего места, положил в сторону пастырский жезл и от умиления и радости долго молился Господу, дивному и славному в истинных и верных рабах своих. После молитвы, на которую преподобный сказал «аминь», смиренный святитель Божий пал пред ним на землю и сам начал просить его молитв, то же сделал и преподобный, умоляя святителя благословить его и молиться за него, а себя называя грешным и недостойным.
«Ты удостоен чрезвычайных даров от Господа, – говорил преподобному святитель Никита, – ты уподобился древним чудотворцам – Илии Фесвитянину или апостолам, которые из различных мест Божественною силою принесены были к успению Пресвятые Богородицы. Тобою, своим угодником, осенил и благословил Господь наш город, людей, новопросвещённых святою верою».
«Ты – архиерей Бога Вышнего, – говорил ему преподобный, – ты – помазанник Божий, тебе должно молиться за нас».
И долго находились они преклонёнными на землю, проливая обильные слёзы и прося один у другого молитв и благословения, как бы соревнуясь друг с другом в смирении, которое так естественно душе с правильно развитым сознанием и христианской совестью. Наконец святитель, встав, воздвигнул и преподобного, благословил его, братски облобызал и долго с любовью беседовал с ним. После этого он стал уговаривать преподобного остаться жить с ним до смерти, но Антоний отвечал: «Господа ради, святче Божий, не нуди мене. Я должен подвизаться в терпении на том самом месте, где повелел мне Господь».
Не настаивая более на своём желании, святитель ещё раз благословил его, отпустил с миром в указанное ему Богом место. Таково было первое свидание святителя с преподобным Антонием».
* * *
А на следующий год буря прибила к берегам Онежского озера и ту самую бочку, в которой молодой Антоний спрятал остатки своего щедрого наследства. Поскольку в бочке были спрятаны священные иконы и предметы для совершения литургии, рыбаки, нашедшие бочку, отнесли её епископу Никите. Епископ позвал Антония, и когда итальянец перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, всё золото и ценности по праву отдали владельцу.
Тем более что драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы на том самом месте, куда пристал на своём камне Антоний.
В 1117 году в обители возвели белокаменную церковь – собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен известным новгородским зодчим Петром. Память об этом событии осталась и в Новгородской летописи: «Игумен Антон заложи церковь камяну, святая Богородица монастырь». В 1125 церковь была «расписана», а в 1131 году «Антона игуменом Нифонт архиепископ постави».
Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного, которые стали, по сути, первыми официальными документами в истории Новгорода.
* * *
Преподобный, совершив дело своей жизни, отошёл ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться тёмные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».
Почти сразу же почившего Антония Римлянина стали славить в Новгороде как святого, но его общецерковная канонизация произошла только в конце XVI века – усилиями Леонида, последнего главы Новгородской епархии в сане архиепископа, поставленного после того погрома, что устроили в городе опричники по приказу Иоанна Грозного. Словно чувствуя свою ответственность за резню новгородцев, владыка Леонид стал возводить духовную твердыню небесных защитников и покровителей города.