Пророк Малахия – очень значимый для христиан библейский автор. Жил и пророчествовал он во второй половине V века до н. э. и хронологически является последним из ветхозаветных пророков. В Библии Книга пророка Малахии завершает корпус пророческих текстов.
После Малахии Небо замолчало до времён Иоанна Предтечи, пришедшего «в духе и силе Илии». Именно Малахия предвозвестил возвращение пророка Илии. Вот последние слова его книги:
Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
Немного ранее Малахия называет его Ангелом:
Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете.
Этот образ повлиял на иконографию Иоанна Предтечи: он – «Ангел пустыни».
Об этом мало говорят, но пророчество Малахии о приходе Илии исполнилось вообще-то дважды. Кроме отождествляемого с Илиёй Иоанна Крестителя, исполнением пророчества можно считать событие Преображения: согласно Евангелиям, апостолы увидели на горе беседующих с Иисусом Моисея и Илию, и те были настолько реальны, что Пётр даже предложил построить для них шатры.
Ожидание возвращения на землю именно Илии не случайно: иудеи верили, что он не умер, а был взят на небо в огненной колеснице.
Кто такой Малахия?
Обстоятельства деятельности Малахии соотносят с событиями, описанными в книгах Ездры и Неемии. Это середина V века до н. э., когда из Вавилонии в Иудею прибывает очередная группа репатриантов вместе со священником Ездрой. Ездра известен тем, что при нём появилась письменная Тора, которая стала официальным законом для иудеев периода Второго Храма.
О личности пророка Малахии не известно почти ничего. Исследователи отмечают лишь его особое внимание к левитам – возможно, он был из их среды. Даже имя «Малахия» ставится под сомнение. Оно встречается только в надписании самой книги («Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию»), и в древнейшем – греческом – переводе Библии оно не воспринималось как имя собственное. В переводе семидесяти толковников мы читаем:
Пророческое слово Господне на Израиля чрез ангела Его.
Действительно, Малахия переводится с иврита как «посланник мой» (или «ангел мой»). И основание для восприятия его как имени нарицательного есть в самом тексте: тем же словом назван и пророк Илия (Вот, Я посылаю Ангела Моего...).
Христиане заимствовали у Малахии не только пророчество о Предтече, но и многие образы, связанные с грядущим Судом и Мессией:
Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его.
Как уже говорилось, Книга Малахии завершает пророческий канон Библии словами о приходе Илии. Для христиан это было очень значимо, поскольку позволяло показать преемственность между Ветхим и Новым заветами. Самое раннее из Евангелий, от Марка, начинается с цитаты из Малахии:
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.