8 февраля патриарх Кирилл утвердил извержение из сана известного московского священника протоиерея Алексея Уминского – пастыря, любимого в среде людей добрых и образованных, бывшего для СМИ лицом церковной интеллигенции, человеком, к которому можно обращаться за разумным ответом на сложные вопросы про культуру, историю, войну и ЛГБТ. Письмо в его защиту собрало тысячи подписей, но не изменило участи.
В этот же день суд Московской епархии лишил сана игумена Петра (Еремеева). Игумен Пётр – доктор богословия, член комисии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по богословию и богословскому образованию, с 2010-го по 2021 год – ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, с 2013-го по 2021-й – наместник одного из древнейших московских монастырей – Высоко-Петровского, настоятель патриаршего подворья в Подмосковье, настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Среди его наград церковные ордена Серафима Саровского и Иннокентия Московского, а также болгарский орден Святого Александра.
Но кроме этого далеко неполного списка чинов и регалий, как и в случае с отцом Алексеем Уминским, за игуменом Петром числится много добрых дел и признание в православной интеллектуальной среде. И в соцсетях пишут:
«Ещё один известный священник игумен Петр (Еремеев) извергнут из сана. А ведь он до относительно недавнего времени был наместником Высоко Петровского монастыря в Москве, ректором Православного университета, проводил колоссальную научную работу! Ничего не понимаю…»
«Какое-то тяжелое недоумение. Мы не близко знакомы, но я вас всегда уважал».
«Что произошло с Петром Еремеевым?»
«С отцом Петром я знаком (более того, считаю его своим близким другом), не меньше 25 лет, со времён, когда мы оба были юными студентами Московской Духовной Академии. Я ни минуты не сомневаюсь, что такого образованного (МДА + Софийский ун-т, Болгария), энергичного, опытного и искренне верующего священнослужителя любая нормальная Поместная Церковь что называется "с руками оторвёт". Молюсь за тебя, Петр Еремеев дорогой!»
«В РПЦ лишен сана еще один статусный священник. На этот раз – лояльный властям. Церковный суд стали использовать для кадровой борьбы».
Есть, конечно, и сарказм по поводу решения епархиального суда.
«Ежели он такой "тать и блудодей", то, бессмертными словами Булгакова, "Как же он служил в очистке?.. - Ему господин Швондер дал рекомендацию, если не ошибаюсь." С 2010 года всех начальников устраивал... Выгоняйте и "Швондера"?»
И даже удовлетворение в определенных кругах.
«Еще одно давно ожидаемое (во всяком случае, мною) лишение сана. Либерал мало известный, был большим другом либералов и покровительствовал, где мог».
«Церковь очищается».
«Что вы хотите настоятели храмов в центре Москвы, это хлебные места, на них просто так любого не поставят, – говорит мне мой знакомый православный москвич, напирая на «просто так». – Настоятельство здесь очень часто связано с компромиссами, взятками. Скорее всего и сами лишённые сана отцы не станут рассказывать, за что их казнили».
Лишение сана – своего рода казнь для священнослужителя в пятьдесят лет, который не имеет другой профессии кроме священнической. Это действие, если патриарх признает решение суда, не имеет обратного хода – второй раз человека, даже искупившего свою вину и покаявшегося, не рукоположат в дьяконы или священники.
Как для отцов Алексея Уминского и Иоанна Коваля, расстрельной статьёй для отца Петра (Еремеева) стало 25 правило Святых Апостолов.
«Епископ, или пресвитер, или диакон, уличённый в блудодеянии, клятвопреступлении или краже, да будет извержен, но не отлучен. Ибо Писание говорит: Не мсти дважды за одно и то же. Так же поступают и с прочими клириками».
В этом правиле, как видно, одинаковое суровое наказание налагается за три разных действия: кражу, блуд, нарушение клятвы. В каком из них обвиняется игумен Пётр, решение умалчивает.
В связи с происшедшим возникает несколько трудных вопросов, которые ставят под сомнение церковность происходящего – насколько по-евангельски все происходит, полезно ли это для внутренней жизни церкви и того, как мы выглядим в глазах общества. Что на самом деле произошло, кажется вообще не принято открывать церковной общественности – не вашего ума дело. Цыть! Даже в миру такое невозможно, как возможно это в церкви, во всеуслышанье объявляющей себя совестью народа и семьей одного Отца. Церковный народ, если он вообще есть, не имеет голоса и права не согласиться с епархиальным судом и патриархом. То есть можно сколько угодно не соглашаться, это дела не изменит.
Первый вопрос, может быть самый принципиальный, будем считать уже прозвучал выше в ироничной форме. Как же устроена наша церковь, если она не замечала, как такой недостойный человек на протяжении стольких лет занимал высокие и важные должности, являл себя как богослов и церковный учёный в Межсоборном присуствии, как прихожане храма не могли разглядеть своего пастыря? Патриарх не разглядел, духовник Московской епархии тоже, межсоборные мудрецы и тайнозрители не увидели, сомолитвенники и духовные чада оказались детьми умом? Получается, что с самого верха насквозь церковь может не видеть человека, который все время на виду. Это полный провал только в златоглавой Москве? Может, у нас в Сибири получше дела?
Второй вопрос о суде без милости – невозможном для христиан, тем более, таких, которым доверен суд на собратьями. Да, отец Пётр трижды в суд не явился и не оправдался в инкриминируемом ему клятвопреступлении, блуде или краже. Почему он трижды не пришёл и не написал, почему не приходит, не понятно. Но это не является бесспорным свидетельством его вины. Вдруг у человека психическое расстройство. Можно отправить в запрет, если вина его тяжка, и ждать, когда обвиняемый оправдается.
Третий вопрос: почему же молчит сам отец Пётр? Почему молчит отец Алексей Уминский, лишённый сана уже безвозвратно? Если невиновен – скажи, что невиновен, хотя бы ради тех, кто за тебя переживает и молится. Кто-то считывает в этом особое достоинство – молодец, что не пришел на суд оправдываться перед этими… Но в церкви ведь живут не только члены московского епархиального суда, справедливы они в своих решениях или нечестивы, мне, например, остается только догадываться, что произошло. Есть древнее правило, что в суде должна быть выслушана и другая сторона, тогда только действителен суд.
И последний вопрос – кому выгодно безвозвратно изгнать из церкви служителей, представляющих на сегодняшний день для общества её культурную, научную, интеллектуальную элиту?
Я вижу в извержении из сана отцов Алексея и Петра мощный удар по доверию к Русской церкви в среде образованных людей, которые в последние годы массово отворачиваются от православия. Это продолжение дела большевиков, почти столетие безжалостно зачищавших церковь от умных и совестливых людей. В этих решениях суда по Уминскому и Еремееву и дискредитация нашего патриарха, желающего опираться именно на образованных людей, которых в Русской церкви совсем не много. Особенно плохо, что молчит о происходящем сам патриарх Кирилл и демонстрирует свою полную немощь его информационная служба. Возникает впечатление, что все это происходит просто без участия предстоятеля церкви, хоть и от его имени. Интересна его роль в судьбе отцов Петра и Алексея.