«Очень важно поддержать инициативу снизу»

Служение – это как волонтёрство, но только здесь человек проявляет инициативу в ответ на призыв Божий, убеждён председатель отдела по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский. «Стол» продолжает разговор о служении мирян в современной Русской церкви

Протоиерей Константин Головатский (в нижнем ряду, в центре). Фото: vk.com/kgolovatsky

Протоиерей Константин Головатский (в нижнем ряду, в центре). Фото: vk.com/kgolovatsky

За последние месяцы мы убедились, что в разговоре о служении чаще заинтересована именно молодёжь. Замечаете ли вы бо́льшую открытость к служению со стороны молодых верующих?

– У нас есть такой проект – ежегодная епархиальная конференция, куда мы собираем тех людей, которые в своём приходе занимаются работой с молодёжью, создают молодёжное сообщество. И вот наша последняя конференция, которая прошла в декабре прошедшего года, называлась «От встреч к служению». Когда мы её готовили, то провели мониторинг наших приходских групп молодёжи (их сейчас порядка ста в городе). Мы посмотрели, где и каким служением участники этих сообществ занимаются. И выяснилось, что таких немного. А вот встреч довольно много проходит…

Очень интересно: то есть вы обнаружили разницу между встречами молодёжи просто ради встреч и теми, которые ведут к служению?

– Да, в молодёжных сообществах на приходах проходят регулярные встречи: просмотр фильмов, обсуждения – молодёжь находит, чем заняться. В основе деятельности таких сообществ лежит общение. Это важно: если в церкви не будет места, где могла бы собираться молодёжь, то они найдут себе другое место – потребность в общении есть у всех. Но вопрос, какое это будет место и чему они там научатся? И тем не менее для нас общение – это только первый этап. Существенный момент для церковной молодёжи заключается в том, чтобы, помимо общения, ещё и располагать себя к тем или иным формам служений. То есть нужно сделать второй шаг и быть способными заняться активной деятельностью. И вот после того как люди знакомятся и начинается общение, формируется ядро из тех, кто постоянно посещает встречи, и у самих этих ребят возникает желание что-то делать совместно. Это уже команда. И мы со стороны нашего отдела можем поработать с этой командой, чтобы она полноценно сформировалась и была готова взяться за конкретный проект. 

Ночь православной молодежи. Фото: vk.com/festival_voskresenie
Ночь православной молодежи. Фото: vk.com/festival_voskresenie

То есть для выхода молодёжи на церковное служение полезно ещё какое-то научение?

– Этой теме в числе прочих была посвящена конференция. Я могу перечислить те 4 направления, которые мы считаем наиболее актуальными. Первое направление – миссия и духовно-нравственное просвещение. Это то, что обращено вовне, от молодёжной группы прихода к нецерковной молодёжи на разных площадках. Если миссия – это разговор о вере в первую очередь, то духовно-нравственное просвещение, общение на духовные темы – это более мягкая форма приобщения молодёжи к христианской культуре. Затем у нас было такое направление, как социальное служение. Это самая разнообразная помощь нуждающимся категориям людей.. Она всегда востребована, и, на наш взгляд, это наиболее прямой путь человека из светского мира в церковную жизнь. Многие люди хотят научиться делать добро. Третье направление – творческое служение. Здесь могут быть самые разнообразные формы – от ведения блогов до поэтических вечеров и музыкальных творческих акций. Как известно, творчество является универсальным способом высказаться, поделиться своими самыми ценными мыслями и переживаниями. И четвёртое – это трудничество, тоже достаточно распространённая форма служения, причём не только в молодёжной среде: когда люди приезжают в монастырь или в храм, который требует помощи, то какое-то время живут там и трудятся. Это полезно не только для того места, которое нуждается в помощи, но и для самих людей, которые погружаются в атмосферу церковной жизни, способствующей духовным изменениям, переосмыслению своих привычных взглядов и позиций. Группы молодёжи из Петербурга у нас нередко организованно выезжают в монастыри, находящиеся в области, – туда, где нужна конкретная помощь, для молодёжи всё это довольно интересно проходит. Вот такие четыре основные формы служения молодёжи я бы выделил.

А как всё-таки собранная группа молодых людей может понять, что от общения она перешла к служению? Самосвидетельство в церкви не очень принято.

– У нас есть два основных принципа в работе с церковной молодёжью. Первый принцип – молодёжное самоуправление, а второй принцип – проектная деятельность. Звучит немного по-светски, но можно переформулировать эти принципы и в церковном ключе. Молодёжное самоуправление – это некоторая самостоятельность ребят в своём взаимодействии. Без этого первого принципа невозможен второй, они очень взаимосвязаны. Для того чтобы появилась команда служителей, чтобы ребята захотели что-то делать вместе, нужно поддержать их инициативу. Прежде всего она должна появиться внутри самой молодёжной команды. Конечно, со стороны кураторов должно быть содействие, где-то подсказать или поддержать необходимо. Но важно, чтобы инициатива исходила от самих ребят. И для того чтобы в своём служении они могли добиваться определенных успехов, должна быть внутри сообщества организационная структура. Участники сообщества избирают старосту или координатора. Это тот человек, кому они доверяют. И он, зная способности и интересы других, может назначать руководителей направлений. Так формируется структура. Хочет, например, человек заняться социальным служением, организовать, скажем, поездку в дом престарелых, поздравить их с праздником Рождества Христова – пожалуйста, можно возглавить это направление, собрать ребят, которым это интересно и которые могут сделать подарки и какое-то представление. Я ещё раз хотел бы повторить, что для нас очень важно поддержать инициативу снизу и помочь с организацией сообщества. Без этого ничего работать не будет. Конечно, бывают трудности, и тогда нужно то, о чём вы тоже сказали, – научение, какая-то поддержка со стороны тех, кто уже прошел этот путь, наставников, которые есть на самом приходе, или со стороны отдела по делам молодёжи, а лучше всего, если это будет горизонтальная поддержка, то есть взаимодействие с клубами и общинами, где что-то подобное уже проводится. Важно, чтобы команда представляла собой организацию, то есть не была зациклена на ком-то одном, в том числе на старшем и на священнике, чтобы среди самих ребят были люди, которые выступают как инициаторы того или иного дела.

Фото: vk.com/kgolovatsky
Фото: vk.com/kgolovatsky

Тогда эта команда готова к служению – или, как вы говорили, к реализации какого-то проекта на благо церкви, так?

– Да, второй этап – это проектная деятельность. А здесь важно готовить мероприятия так, чтобы за них не было стыдно. Вы знаете, есть такой стереотип: если какая-то православная организация что-то предлагает, то у многих возникают сомнения, насколько хорошо это будет подготовлено. Поэтому очень важно уделять внимание качеству на этапе подготовки и проведения самих мероприятий. Качество в деле служения – принципиальная вещь. Если проект хорошо подготовлен, то он достигает поставленных целей, получает хорошие отзывы от участников, привлекает новых людей, а также его можно представить на грант, на господдержку. Важно, чтобы проекты были долгосрочными – не единичными акциями, а продолжали свою жизнь и развивались.

Интересно, что, говоря о служении мирян, вы всё время имели в виду служение не одного лишь человека, а служение сообщества, команды, общины. В церкви хорошо служить вместе?

– Да, всё верно. Общение и единение людей – в природе церкви, потому что церковь – это экклесия, это собрание. И собрание людей в церкви предполагает не только общение в совместной молитве, собрание в храме, но ещё и совместное делание как продолжение этой молитвы. Конечно, есть инициатор, но реализовывать люди должны вместе, в команде, когда есть возможность делегировать различные функции, помогать друг другу, поддерживать. Когда берётся один человек, причём такой, который в силу определённых причин не готов делегировать, хочет всё делать сам, он допускает серьёзную ошибку. Ему кажется, что так проще, но ведь в проекте на разных этапах будет много моментов, которые требуют отдельного внимания: информационное, материально-техническое обеспечение, организация людей и так далее. Он может не со всем справиться, о чём-то забудет, возникнут проблемы, и в итоге может случиться то, что психологи называют выгоранием. Он видит, что не получается, всё горит, уже завтра мероприятие, а ещё очень много всего надо сделать, не спит ночь... Потом приходит – что-то не получилось, где-то разочарование… И всё, впоследствии у него отторжение, он уже не готов ни за что браться. Поэтому важно, чтобы было делегирование и правильная подготовка: определённая схема, задачи, дедлайны и так далее. Тогда и люди чувствуют себя спокойно, и тот, кто возглавляет проект. Он, как звонарь на колоколах, нажимает на определённые верёвочки – и колокола звонят, получается достойное, хорошее мероприятие.

КеригмаФест. Фото: vk.com/apmospb
КеригмаФест. Фото: vk.com/apmospb

Молодёжи свойственно взрослеть. Как она может возрастать в своём служении с годами? Есть ли у вас пример, когда молодёжное сообщество помогло его участникам на долгие годы стать верными, служащими членами церкви?

– Да, у меня есть такой пример, причём очень яркий. В 2007 году появился молодёжный клуб «Встреча» при храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте Санкт-Петербурга. В те времена это был один из немногих примеров молодёжного служения, и в этот клуб приезжали разные ребята, собирались не только из прихода, но и из других храмов. И там тоже были интересные молодёжные инициативы, творческие и просветительские. Кстати, они до сих пор ещё актуальными остаются. Вот, скажем, есть у нас такой проект – конференция для школьников «Наши приоритеты в современном мире», – когда команда ребят выезжает в школу, обычную общеобразовательную, и проводит там мероприятие о нравственных ценностях – в интерактивном формате, яркое, интересное для школьников. Появились в этом клубе и другие направления: творческое, спортивное (например, футбольная команда), потом это начинание переросло уже в межприходскую футбольную лигу имени Святого Благоверного Князя Александра Невского, которая по сей день существует, совсем недавно был очередной футбольный турнир. Это, можно сказать, тоже одна из форм служения, связанная со спортом и здоровым образом жизни.. И вот те ребята выросли, создали свои семьи, кто-то переехал в другую часть города, и сейчас они являются активными участниками жизни своих приходов. То есть это те люди, на которых могут опираться настоятели, на которых держится приходская жизнь. Среди выпускников этого молодёжного клуба у нас сейчас три священника, два заместителя епархиальных отделов. И я не считал, сколько семей, но детей у нас теперь уже больше, чем участников того клуба, который вырос.

Спасибо вам за пример! Очевидно при этом, что всё-таки молодёжь – такая стихия, за церковностью которой нужно следить, то есть должна быть какая-то особая нагрузка на священнике, на приходе которого существует молодёжное объединение. Как вам кажется, всем ли посилен этот труд?

– Мне очень нравится высказывание руководителя синодального отдела по делам молодёжи епископа Истринского Серафима, который говорит, что священник в таком молодёжном сообществе должен быть в первую очередь добрым другом для ребят. Нужно сократить дистанцию между участниками и пастырем. Должен быть очень доверительный и душевный контакт с ребятами, чтобы молодой человек мог в любой момент поделиться своими переживаниями, мыслями, может быть, проблемами, когда нужен совет. Священник в таком сообществе является тем, кем он и должен быть: пастырем, духовником. Кроме того, у меня есть наблюдение, что участие священника скрепляет эти сообщества. Мы знаем, что иногда возникают конфликты, непонимания, какие-то внутренние сложности. Духовник помогает разрешать эти проблемы в нужный момент, помогает сохранять мир и единство. Молодёжная среда очень привлекательна, молодёжь заряжает, поэтому она обязательно должна быть в церкви, на каждом приходе. 

Руководитель синодального отдела по делам молодёжи епископ Истринский Серафим. Фото: pravoslavmolodezh.ru
Руководитель синодального отдела по делам молодёжи епископ Истринский Серафим. Фото: pravoslavmolodezh.ru

И совсем последнее. Хотела уточнить: когда вы готовили конференцию с таким актуальным названием «От встреч к служению», вы уже понимали, что тема служения мирян оказалась в поле церковного внимания?

– В молодёжном служении я уже достаточно давно – больше 15 лет. Мы понимаем, что служение очень важно в жизни православной молодёжи. И ту часть нашей работы, которая требует особого внимания, мы и выносим на конференции. Сейчас, например, мы ещё говорим о том, что надо создавать на приходах подростковые клубы. Мы выпускаем детей из воскресной школы, а потом приглашаем в молодёжное сообщество, но остаётся незаполненной возрастная категория от 12 до 17 лет. Подростки, если им на приходе ничего не предлагается, оказываются как бы в безвоздушном пространстве. Воскресную школу они уже закончили, перестали быть детьми, а до полноценного взрослого общения в молодёжке (ребята студенческого возраста ощущают себя уже достаточно взрослыми людьми) они ещё не доросли. С этой возрастной категорией тоже важно работать. Вообще тема служения молодёжи всегда остаётся очень актуальной. Когда молодой человек становится добровольцем, волонтёром, он готов жертвовать своим временем, делами, иногда даже какими-то своими интересами, чтобы посвятить это время нуждающемуся, сделать что-то полезное для своего города, для страны. В этом смысле служение молодёжи – всегда такое добровольчество. И оно часто работает гораздо лучше, чем даже профессиональные команды. Именно потому, что люди внутренне мотивированы, откликнулись. То есть добровольчество – такое слово, которым можно охарактеризовать всё наше христианское служение. Как бескорыстное проявление доброй воли.

Читайте также