– Каким образом богословие может касаться темы отношений полов?
– Тайна человека, следуя мысли о. Сергия Булгакова, кроется в Боге, в сообразности Бога и человека. Мы можем понять свою человечность, вглядываясь в Сына Божьего. Это касается и отдельных проявлений нашей человечности – в частности, пола.
– Тем не менее Бог воспринимается как лицо мужского пола. Что мы можем, вглядываясь в Бога, сказать об отношениях полов?
– На самом деле не так уж и мало. Вспомним, что «Бог создал мужчину и женщину, сотворил их». Он создал человека – мужчину и женщину – как некое единство. Христос как Сын Божий, Логос, действительно воспринимается как мужское начало – прообраз Адама. Однако мы знаем, что на Слове почиет и Дух Святой, дающий реальность миру божественных идей Логоса. У «Битлз» есть известная песня «Letitbe» – «Дай этому быть». Очень удачное выражение для ипостаси Духа Святого. Он проявляет не реальность себя, Он даёт быть словам Логоса. И в этом смысле Отец открывает себя в «двоице» Сына Своего и Духа Святого.
– Вы намекаете на то, что Дух Святой женского пола?
– Это была бы неправильная интерпретация. Он не женского пола, но в сотворённом человеке Он отражается как женское начало. О. Сергий пишет, что в предвечном Богочеловечестве различается «Логос как Богочеловек и Дух Святой как Богочеловечество, чему аналогия в жизни мира есть Христос как Богочеловек и Церковь как Богочеловечество». Тут надо вспомнить, что глава Церкви – Христос, но Дух Святой особым образом почил на Богородице, она – ипостасное выражение церкви, и её называют «духоносицей».
– Если Дух соотнесён с женским началом – значит, отношения Сына Божьего и Духа Святого мы можем проецировать на отношения мужчины и женщины?..
– Да. Но не в их извращённом нынешнем состоянии, а в изначальном, задуманном Богом: как это открывается в Божестве и как это дано человеку. Это требует творческого усилия для воплощения. Три лица Святой Троицы неодинаковы, и эта их разность проецируется на человека как различие, в том числе мужского и женского начал. «И как ипостась Логос есть ипостась Христа, воплощающегося в младенце мужеского пола и ставшего „в возраст мужа совершеннаˮ, – пишет о. Сергий, – так и ипостась Духа полнее всего раскрывается для нас в Богоматери». И ещё: «Этот характер второй и третьей ипостаси в отношении к Богочеловечеству может быть выражен так же, как соотношение двух духовных начал в Божестве, которые в тварном человеческом мире отражаются как соотношение мужского и женского».
– Что это значит в практическом смысле – для отношений мужчины и женщины?
– Тут мы уже можем подумать сами, опираясь на данное Богом откровение. Апостол Павел говорит, что у мужа глава – Христос, а у жены глава – муж. И что муж должен заботиться о жене как о теле своём (как Христос заботится о Своём теле – Церкви). Но это, конечно, должны быть верующие муж и жена. У мужа глава – Христос. Это принципиально важно. Когда у мужа глава не Христос, он может заставлять женщину работать на себя, как и она его – на себя, подчинять или подчиняться. Получается взаимное насилие.
– А почему у жены глава муж, а не Христос?
– Есть исторический анекдот. Проезжает Рейган со своей женой мимо булочной и говорит ей: «Смотри, этот булочник за тобой ухаживал. Если бы ты вышла за него замуж, то была бы женой булочника». А жена говорит: «Нет, если бы я вышла за него замуж, я бы была женой президента». Это оторвано от богословия, но смысл похожий: женское начало может воплотить заложенное в мужском. Она не себя являет, она воплощает уже существующее. Это заложено даже на физиологическом уровне: семя несёт муж, а жена воплощает. Но, к сожалению, это забыто и совершенно не отражено на душевном и духовном уровне. Поэтому такая путаница и идёт: в патриархальном обществе подавляется женщина (вплоть до вопроса: человек ли она?), а в современном феминизме женщина всеми силами желает не отличаться от мужчины и не только себя лишить женского начала, но и мужчину лишить мужского. Это всё извращения откровения. Тогда как на самом деле и призвание мужа, и призвание жены очень высоко. Мужское начало связано с Логосом, со Словом, а женское – с его воплощением.
– Можно это на примере объяснить, поконкретнее?
– Вообще всякая человеческая душа – и мужская, и женская – и даже вся церковь по отношению к Богу есть больше женское начало, потому что она ищет Его, тоскует по нему. Это отражено, в частности, в «Песни песней» в Ветхом завете. Она написана в жанре любовной лирики, но она не столько про человеческие отношения, сколько про томление души в поисках Бога. В этом смысле для всякого человека – и для мужчины, и для женщины – мужское начало есть Христос, Логос. И мужское, и женское берёт начало от Него и воплощает Его слова. Вопрос в том, в чём конкретно это может выражаться?
– Да, я поняла только, что домострой – это плохо, неправильно. С феминизмом тоже что-то не так. А как нужно?
– Тут мы можем посмотреть на Христа и его Матерь. Вообще о Богородице достаточно мало сказано в Евангелиях, хотя ведь в Неё вселился Дух Святой...
– Взаимоотношения мужского и женского начал следует рассматривать на примере отношений матери и сына или всё-таки жены и мужа?
– Не надо всё сводить только к отношениям мужа и жены в брачных наших представлениях. Христос говорит, что в Царстве Небесном не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Это, конечно, не упраздняет отношений мужского и женского начал. Они могут воплощаться в отношениях мужа и жены, но не только. Богородица является и матерью Христа, и одновременно её называют Невестой, Церковь – Невеста Агнца.
– Меня, кстати, всегда смущала эта метафора, когда Богородица как Церковь называлась Невестой Агнца, своего Сына, по сути.
– Наверное, это говорит о том, что женское начало может воплощаться и так, и так.
– С женским началом Богородицы на таком метафорическом уровне более-менее понятно. А как быть с обычной женщиной? Что она может воплощать?
– Не следует слишком далеко отходить от Богородицы. Давайте посмотрим на неё как на конкретного человека. Во-первых, она приняла Божье откровение. Она ради этого согласилась оказаться в очень сомнительном, с общественной точки зрения, положении (оказаться беременной, будучи ещё не замужем): Иосиф хотел её отпустить, потому что, естественно, предполагал измену. Богородица пошла на это, приняв слова Бога и поверив Ему.
– Нет, ну с Богородицей всё ясно. Но мы же понимаем, что подобное предложение больше не поступит никакой другой женщине: Бог не планирует воплощаться в человека ещё раз. Как же тогда примерить на себя эту роль «воплотительницы» обычной ныне живущей женщине?
– Внимательность к слову Божьему, умение его принять и исполнить чрезвычайно важно. Это может быть и опознание пророка, и умение отличить правое от левого, понять, кого надо слушать, а кого не надо. Вот, например, к Богородице пришёл архангел. Но ведь надо ещё понять, архангел ли это. Это требует колоссальной мудрости. Всё важное надо уметь принять, выносить и родить, воплотить. Это касается не только рождения ребёнка.
– Почему умение принимать и воплощать специфично именно для женщины?
– Это можно и по-мужски воспринять. Мы видим, как по-разному действовали Христос и Богородица. Богородица тиха, она не идёт и не проповедует (хотя могла бы идти и проповедовать – как равноапостольная Нина, например). Разные бывают воплощения, но важно то, что она являет не себя, она воплощает слова Логоса, в этом женская сущность – воплощать слова Логоса.
В песне «Битлз» Mother Mary (Пол Макартни, скорее всего, имеет в виду свою мать, которая умерла, когда ему было 14 лет) утешает и вдохновляет, говорит: «Дай этому быть». И дальше идут такие слова: «Когда люди с разбитым сердцем, живущие в этом мире, приходят к согласию, то ответ будет: дай этому быть». Женское начало приносит через себя согласие, «даёт этому быть». Это очень высокое призвание. Если мы говорим о браке, то от мужчины многое зависит: что за голова у тела? Если глава у мужчины Христос, то и у женщины, соответственно, тоже. Жена воплощает то, что проходит через мужа.
– А если нет мужа, что воплощать тогда?
– Например, монахиня мать Мария Скобцова «стала матерью» для многих, не только для своих детей: она ухаживала, кормила больных, немощных... И умерла она в концлагере, пойдя за другого в газовую камеру. Женское монашество в своём лучшем проявлении связано с хорошо воплощённым материнским началом. Монахини брали на себя заботу о многих людях, живущих в селах поблизости, – о детях, стариках, умирающих. Они устраивали приюты, учили детей, занимались и духовным образованием. Но при этом им был необходим пастырь, он был мужским началом, на которое они опирались, к чьим словам они прислушивались. Всё-таки женщине самой трудно, ей надо воплощать в жизнь чьи-то семена.
–Сейчас на нас феминистки налетят...
– Это, кстати, снимает проблему феминизма. Феминизм отталкивается от крайности — от подавления женщины, от обесценивания женского начала. На самом же деле оно совершенно не обесценено. Причем это может быть не только милосердие и забота о людях, это может быть и участие в акте творения вместе с мужчиной аналогично тому, как Бог дает смыслы, а воплощаются они силою Духа Святого.Без Духа Святого Логос бездейственен.
– Значит ли это, что и мужчина без женщины бездейственен?
– Не совсем в человеческом изводе (потому что есть хорошее и женское, и мужское монашество), но мужское начало без женского не может быть, да. «Образ Божий в человеке в полноте своей раскрывается именно в соединении обоих начал», — пишет о. Сергий.
– Что есть такого специфического в мужчине, в мужском начале, чего нет в женском?
– Харизма мужчины — производить смыслы, он их берет от Христа, но все-таки и сам их рождает во многом.
– А женщина не может смыслы рождать?
– Может, наверное. Потому что каждый имеет в себе и мужское, и женское начало. Никто не явялется на 100% мужчиной или на 100% женщиной, все перемешано. Но перемешано не настолько, чтобы стереть какие-либо границы и сделать мужчину и женщину одинаковыми.