Архиепископ Николай из городка Миры, что в Ликии, жил в 270–345 годах от Р.Х., то есть во времена императора Диоклетиана и самых страшных гонений на христиан в Римской империи. Не избежал репрессий и епископ Николай, которого по приказу императора схватили солдаты и на долгие годы заточили в темнице. Почему его не казнили – как всех остальных? Видимо, святитель Николай имел большой авторитет в римской армии: достаточно вспомнить эпизод из жития святого с тремя стратилатами – воеводами, посланными на подавление мятежа во Фригии. В пути солдаты стали грабить и жителей Ликии. В конфликт вмешался сам епископ Николай, который сумел призвать воевод Непотиана, Урса и Ерпилиона к порядку. Более того, они выделили ему и солдат, чтобы остановить казни трёх жителей соседнего города, которых по ложному доносу осудили на смерть. Позже Николай спас от смерти и их самих, узнав, что они стали жертвами клеветников при императорском дворе, после чего Непотиан, Урс и Ерпилион стали верными его учениками. Видимо, римляне настолько опасались солдатского бунта в случае казни епископа Николая, что решили просто запереть его в темнице, а ключ выбросить.
Из тюрьмы Николай вышел только после эдикта Константина Великого, давшего свободу всем христианам. Он вернулся в Миры и вновь занял епископскую кафедру.
В очередной раз о епископе Николае вспомнили уже через шестьсот лет – во времена правления императора Василия II Болгаробойцы, по приказу которого придворный секретарь Симеон Метафраст начал собирать разрозненные свидетельства о жизни различных христианских святых древнего времени в единый литературный свод – и для просвещения язычников, и для наставления в вере собственных граждан, которые только-только отошли от ереси иконоборчества.
Симеон Метафраст основательно перелопатил древние тексты. Как считают современные историки-библеисты, жизнеописание Николая Чудотворца стало вольной компиляцией житий двух святителей с одинаковым именем Николай. Один из них в IV веке был в Ликии архиепископом Мир, другой же святитель Николай жил через двести лет в той же самой Ликии и стал архиепископом городка Пинары при императоре Юстиниане I.
В частности, именно из жизнеописания Николая Пинарского авторы житий взяли эпизоды о крещении грудного младенца Николая, простоявшего во время службы два часа в купели и впоследствии показавшего себя ревностным христианским аскетом, отказываясь пить молоко по постным дням. Но в те времена обряд крещения проводился только со взрослыми людьми, да и никаких постных дней ещё не было установлено.
К заимствованию можно отнести и эпизоды, связанные с юностью святителя. Например, его путешествие в Иерусалим, ведь в то время на месте стёртого с лица земли Иерусалима располагался римский военный лагерь. Также в житии появились упоминания и о морских путешествиях Николая в Александрию Египетскую и другие города на африканском побережье, благодаря чему епископ стяжал славу небесного покровителя мореходства.
И крупнейшие средневековые морские корпорации Европы – города Бари и Венеция – развернули за мощами святого Николая настоящую охоту. Дело в том, что Бари долгое время оставался престольным городом: в течение почти 300 лет здесь проживали наместники византийского императора, которые управляли территориями на юге Италии. В Бари собирали налоги для Константинополя, и экономически город процветал благодаря присутствию византийского наместника. Но когда норманны в 1070 году захватили юг Италии, Бари лишился столичного статуса. Он стал простым городком. Жители Бари полагали, что мощи святого будут покровительствовать городу и вернут ему сытую жизнь. И действительно, святитель Николай буквально кормил город Бари всё средневековье: на остров стекались паломники со всей Европы, и везде Николай был одним из самых почитаемых святых.
И горожане Мир тщательно оберегали могилу своего епископа – никто даже не знал, где она находится.
Но в 1087 году провинция Ликия подверглась опустошительному завоеванию турок-сельджуков. Свидетелями грабительского нашествия стали купцы-баряне, которые решили воспользоваться удобной ситуацией и тем, что все жители сбежали от турок высоко в горы.
Барийский отряд высадился на берег и вошёл в храм святителя Николая, в котором остались всего четыре монаха. Под угрозами пыток они показали, что могила находится в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Моряки взломали гробницу и начали доставать останки святого – по частям. Полностью забрать мощи не удалось. Несколько десятков жителей Мир успели добежать до храма.
В результате баряне взяли только часть мощей, включая голову, руки и верхнюю часть туловища святого Николая. Останки они бережно перенесли в церковь святителя Николая Чудотворца в центре Бари.
Кстати, через десять лет в Мирах высадился и отряд венецианцев, участвовавших в 1-м Крестовом походе. И всё повторилось: в поисках гробницы они разбили половину храма, начали пытать монахов и в конце концов добились своего. Но поскольку останков Николая Чудотворца было мало, хитрые венецианцы добавили к ним останки из соседних могил – дескать, соседство со святым в какой-то мере освятило и эти останки неизвестных людей. Так в мире появилось две гробницы святителя Николая, и спор между Бари и Венецией разгорелся сильнее прежнего.
Примерно в то же самое время имя Николая Чудотворца получило известность на Руси – при князе Ярославе Мудром. Именно по его приказу в киевском Софийском соборе было сделано мозаичное изображение святителя Николая.
Но настоящую популярность образ святого Николая обрёл в первой четверти XII века – при Владимире Мономахе. Возможно, это связано с недовольством и борьбой русских князей с засильем византийского духовенства и купечества, заполонившего Киев. Из русских летописей известно, что в год принятия Владимиром титула князя в Киеве произошло несколько восстаний против греческих епископов во главе с митрополитом Нифонтом. Тогда-то в Киеве и появилось анонимное «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». В «Сказании…» подробно описывалось, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай, повелел отправиться в разоренный город Миры и взять его мощи. Жители Бари так и сделали. Таким образом, перенесение останков святого стало как бы предзнаменованием будущего падения спесивой Византии.
И в честь перенесения мощей в Бари в церкви появился второй праздник в честь святого Николая – Никола Вешний, который отмечается 9 (22) мая, в день, когда корабли с останками святого достигли гавани Бари. А первый праздник – Никола Зимний – отмечается 6 (19) декабря, в день смерти святого.