Отец Сергий, попавший в составленные Лениным списки тех, кого, по словам Троцкого, «расстрелять не было повода, а терпеть было невозможно», 30 декабря 1922 года с другими деятелями науки и культуры навсегда покинул Россию без средств и имущества, которые конфисковала советская власть. Происходивший из семьи бедного священника Булгаков ушёл из семинарии в университет, из веры и церковной жизни – в политэкономию и марксизм. После возвращения к вере в начале XX века он, уже как заметная фигура в церковных кругах, стал активным участником Всероссийского поместного собора 1917–18 годов. Священнический сан Сергей Николаевич принял в 1918 году.
Учение о. Сергия о Софии Премудрости Божьей было осуждено как ересь в 1935 году указом Московской патриархии, а затем и Архиерейским собором Русской зарубежной церкви. Однако, что не так с его богословием, о. Сергию так и не пояснили. «Как могу я отречься от своих ошибок, если мне их не объясняют?» – писал он в подробной записке митрополиту Евлогию. Объяснений не последовало до сих пор, кроме упрёков со стороны церковных иерархов в том, что Булгаков «очень умный» и «судит свысока». Дискуссии так и не состоялось. «Стол» подобрал пять наиболее смелых мыслей в учении отца Сергия, каждой из которых посвящён отдельный подробный разговор.
Божественная София
Булгаков – один из тех русских мыслителей, которым не давала покоя тема нездешней, божественной природы человека. Для него Божественная София – это «предвечное Человечество в Боге, как Божественный первообраз и основание для бытия человека». «Из священной истории мы знаем, что Бог открывается по-разному, через разные заветы. Есть тайная жизнь Божья, которая непостижима для человека, а есть открывающаяся премудрость, природа Божья (больше всего она открылась во Христе). Вот эта открывающаяся природа Божья, жизнь Бога, явленная людям, и есть София, а учение о ней – софиология. Когда о. Сергий Булгаков говорит о ней, он ссылается на тексты Писания – Книги Премудрости, где написано, что она была «художницей» у Бога, когда Он творил мир, и о творении человека по образу Божьему», – рассказывает исследователь наследия о. Сергия Булгакова, магистр богословия Александра Ошарина.
Церковь как «тварная София» «Учение о Софии, Премудрости Божьей, – одна из тайн богословия Булгакова. Думаю, он находил недораскрытость некоторых смыслов в православной догматике. В истории христианства представление о Софии Премудрости Божьей соотносилось с образом Христа-Логоса, когда-то с образом Божьей Матери, когда-то с образом Церкви или даже со Святым Духом. Отец Сергий, рассуждая о Церкви мистической, определяя её мистические границы, в частности говорит о Церкви как о “тварной Софии”», – говорит преподаватель экклезиологии и первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак. По Булгакову, Церковь «действует в истории как творящая сила» и Богочеловеческий процесс может быть понят как становление всего мироздания Церковью. При этом мир не порабощается ей, не клерикализируется, а исцеляется от всего тоскливого, нетворческого, что сковывает свободу и не даёт состояться подлинной жизни.
Человеческое тело Христа – Церковь?
Вопросом «куда делось человеческое тело Христа после Его вознесения?» нередко задаются пытливые неофиты, донимая всех вокруг, но так и не получают ответа. Догматического определения церкви относительно того, в каком теле вознёсся Сын Божий на Небо, не существует. «Понятно, что Бог есть дух, и человеческая плоть не может вознестись в недра Пресвятой Троицы. Отец Сергий берёт эту антиномию и говорит, что человеческое тело Христа есть Церковь. Её ведь и называют Телом Христовым. Но это то, что подлежит обсуждению. Это не догмат, а что-то вроде теологумена, богословская интуиция, попытка ответить на существующий вопрос. Она не противоречит догматическим утверждениям церкви», – говорит Ошарина. Было бы хорошо, если бы эту мысль церковно обсудили, добавляет она.
«Отец Сергий, наделённый удивительным пытливым умом, видел вопросы, где церковное догматическое определение ещё не сформулировано. Церковь в размышлениях на эту тему уже многое сделала, но не всё. Богословие не закончилось. Остаются антиномии, и о. Сергий с трепетом их рассматривает. Это и есть богословие», – подчёркивает исследователь.
Дух Святой женского пола?
«Как ипостась Логос есть ипостась Христа, воплощающегося в младенце мужеского пола и ставшего “в возраст мужа совершенна”, – пишет о. Сергий, – так и ипостась Духа полнее всего раскрывается для нас в Богоматери». По словам богослова, «этот характер второй и третьей ипостаси в отношении к Богочеловечеству может быть выражен так же, как соотношение двух духовных начал в Божестве, которые в тварном человеческом мире отражаются как соотношение мужского и женского». Говорить о том, что Дух Святой женского пола – «было бы неправильной интерпретацией», – поясняет Александра Ошарина.
«Он не женского пола, но в сотворённом человеке Он отражается как женское начало. Отец Сергий пишет, что в предвечном Богочеловечестве различается “Логос как Богочеловек и Дух Святой как Богочеловечество, чему аналогия в жизни мира есть Христос как Богочеловек и Церковь как Богочеловечество”. Тут надо вспомнить, что глава Церкви – Христос, но Дух Святой особым образом почил на Богородице, она – ипостасное выражение церкви, и её называют “духоносицей”», – подчёркивает исследователь. «Женское начало, – по её словам, – может воплотить заложенное в мужском. Она не себя являет, она воплощает уже существующее. Это заложено даже на физиологическом уровне: семя несёт муж, а жена воплощает. Но, к сожалению, это забыто и совершенно не отражено на душевном и духовном уровне. Поэтому такая путаница и идёт: в патриархальном обществе подавляется женщина (вплоть до вопроса: человек ли она?), а в современном феминизме женщина всеми силами желает не отличаться от мужчины и не только себя лишить женского начала, но и мужчину лишить мужского. Это всё извращения откровения. Тогда как на самом деле и призвание мужа, и призвание жены очень высоко. Мужское начало связано с Логосом, со Словом, а женское – с его воплощением».
Многоединство человека как соединение всех людей в Церкви
«Люди, приходя ко Христу, обретая с Ним общение, становятся ближе друг ко другу и составляют онтологическое единство», – продолжает Ошарина. Идея о. Сергия Булгакова о многоединстве человека, по её словам, – это идея о соединении всех людей в мистической Церкви. «Это, собственно, и есть основное дело Христа – воскресить многоединство, потерянное в согрешившем Адаме. Поэтому всё, что служит созиданию этого единства людей во Христе, имеет первостепенное значение в Церкви. И, наоборот, всё, что разрушает это единство, есть грех против Церкви. Это единство было явлено в первой церкви, проявлялось затем в общинах и братствах, но почти утеряно теперь», – подчёркивает она.