Мне доводилось слышать истории, где звучало: «хорошо, что меня все же посадили тогда, если бы не тюрьма, то...» Но, во-первых, это говорили люди провинившиеся, а во-вторых, никто праздником этот день не считал, да и не каждый помнил точной даты.
«Другой чужой человек предъявил мне листок бумажки, на котором главное было в словах: обыск, арест. А внизу факсимиле: Ягода. Такая же бумажка – отцу Варнаве.
– Собирайтесь, – сказали нам.
Простились... И вот мы с отцом Варнавой в машине заграничной марки с блеском мчимся по затемненным улицам Москвы, но тут уже было ясно – в Бутырскую тюрьму...
Камера была переполнена. Свободное место было только у «параши», и оно стало моим. За стенами тюрьмы осталась еще теплая темная Москва, а нас поглотило ненасытное чрево тюрьмы». Из воспоминаний архимандрита Сергия (Василия Петровича Савельева)
В Нью-Йорке этот самый день вошел в историю как «Черный четверг» – самый острый биржевой кризис в Америке, поглотивший больше денег, чем участие США в 1-й Мировой войне. В советской Москве – это был день повальных арестов церковников. Арестовывали, не находя никаких улик, без вины, и давали сроки от 3 лет ссылки, как арестованному тогда же известному московскому священнику Сергию Мечеву, до 10 лет лагерей. Василию выпало 5 лет лагеря, еще четверо вместе с ним невинно арестованных членов из той же православной общины получили разные сроки ссылки.
Всю оставшуюся жизнь 29 октября день ареста все члены савельевской общины считали своим общим днем рождения, который собрал их в одну большую семью, точкой отсчета жизни с Богом и друг с другом, где совместное прохождение испытаний дает подлинную радость бытия. В общей жизни по вере разделение трудностей – лучшая возможность услышать другого и быть услышанным самому, что в современной церкви редко удается.
[caption id="attachment_6813" align="aligncenter" width="700"] Члены общины отца Сергия[/caption]
«В это трудное время люди совсем разучились слышать друг друга, давно разучились, разучились в веках. Чем больше задумываешься об истории жизни нашего народа, чем глубже в века уходишь, тем яснее видишь, что обмирщение в церкви, подавление ее мирским, светским началом дошло до крайности. Я уже говорил, что мало где в храмах мы сейчас найдем себе приют духовный. Вот и надо каждому из нас в своем ли углу, в своей ли комнате, на улице – где угодно стяжать благодать Духа Святаго. Обидел кто – промолчи, укорил кто – поблагодари. Пей, как мед, горечь жизни, и тогда увидишь, что эта горечь сладостью будет для тебя и сладость будет для других».
(Слово на вечерне в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского)
В наследии исповедника веры архим. Сергия опыт страдания, знающего радость встречи с Богом и человеком, занимает значительное место. Удивительно, что это не стоны изнемогающего, а доброе утешение, произнесенное с силой.
***
За прошедшие пятьдесят лет люди Христовы много страдали, много слез, много крови пролили. И сколько бы ее не было пролито, мы всегда говорили о том, что это – по грехам нашим. Это – омовение, это – новое крещение. Оно предвозвещает новое утро, утро Воскресения, возрождения нашей христианской жизни.
***
И как поразительно: там, где люди слышат злое и сами заражаются злом, там христиане, хотя и слышат злое, но сквозь злое слышат правду Божию, которая не только умягчает его страдание от зла, но дает силы для преодоления его.
***
Если вы видите человека, живущего без скорби, не знающего страданий, не осуждайте его, но вздохните о нем поглубже, ибо этот человек не знает сам, куда он идет.
***
Тот, кто живет беспечно, тот, кто живет с довольствием, – Бог с ним, пусть он так живет, нам с ним не по пути. Нам по пути с теми, кто воспринимает именно страдания человеческие, их принимает в свое сердце, их топит в своей, не в своей, а в Христовой любви. Вот жизнь, достойная человека.
***
Страдания – их надо всегда слышать, ибо тот, кто страдания слышит, тот оттягивает к себе, к себе зло мировое.