Музей архитектуры им. Щусева представляет выставку «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», посвященную шедеврам русской архитектуры XVI века, в частности – многопридельным храмам, которые строили по заказам царя Ивана IV. Самый яркий пример – знаменитый Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Также это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково, собор Соловецкого монастыря, собор Бориса и Глеба в Старице. Чтобы зрители максимально полно могли погрузиться в зодчество эпохи Грозного, в экспозиции соберут старинные иконы, фрагменты фресковой живописи, подлинную архитектурную керамику XVI столетия, гравюры, литографии, акварели XIX века, обмерные чертежи, а еще современные графические реконструкции, которые продемонстрируют, как удавалось создавать такие сложные храмовые конструкции.
Благодаря новым научным методам, археологическим исследованиям памятников и работе с древними архивными документами появилась возможность представить искаженные перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более двухсот лет назад, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.
Куда пойти: Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка 5/25
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Выставочный проект «Россия нарядная» предлагает зрителям окунуться в историю традиционных костюмов, которые носили жители России на праздники в конце XIX – начале ХХ века.
На выставке представлены народные костюмы разных губерний, головные уборы и характерные предметы быта в виде театральной бутафории. Посетители смогут увидеть традиционные игрушки – коллекцию лоскутных мячей. Цветные лоскутные мячики на Руси обычно служили самой первой игрушкой ребенку, еще лежащему в колыбели. Внутрь мячиков клали, например, горох в берестяной коробушке и получались мячики-погремушки. Эти работы отличаются рукодельной выдумкой и мастерством, служат оригинальным образцом совершенства традиционного искусства русского лоскутного шитья.
Куда пойти: Галерея «Загорье»
Адрес: Москва, ул. Лебедянская, д. 24, корп. 2
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «Свет», посвященную, как и следует ожидать из названия, теме света в современном отечественном искусстве.
Как сетуют организаторы выставки, долгое время свет в мировом искусстве воспринимался только как функциональный элемент жизни. Со временем художники проявляли все больше интереса к его свойствам. В XX веке свет стал самостоятельным героем изобразительного искусства, архитектуры, театральных постановок и перформансов. Проект знакомит с произведениями авторов разных поколений, в которых свет как источник, предмет искусства или инструмент играет первостепенную роль. В работах Ивана Чуйкова, Франциско Инфанте-Арана и Владимира Потапова свет показан в своей наглядности, в качестве источника освещения. Лампы в этих работах вторгаются в живописную поверхность, трансформируют исходную материю, буквально «прожигают» изображение, свидетельствуя о разрушительной силе света.
Особое место в экспозиции занимают световые инсталляции и мультимедийные работы Константина Худякова, Татьяны Баданиной, Гоши Острецова, Леонида Тишкова, Аллы Урбан. Работы участников проекта наполнены зашифрованными смыслами, так или иначе возвращающими зрителя к ключевым вопросам самопознания.
Куда пойти: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский вал, 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Галерея «Наши художники» представляет персональную выставку одного из самых значительных живописцев российской современности – Ивана Лубенникова. Выдающийся современный художник-монументалист, он создал свой уникальный стиль в городской архитектуре. Лубенников – автор самой русской станции метро в Париже и трех самых неординарных в Москве: «Маяковская», «Славянский бульвар» и «Сретенский бульвар». Но мировое признание художник получил как живописец. Более четверти века парижская галерея Алена Блонделя выставляла и продвигала искусство Лубенникова в Европе. Сам Блондель отмечал, что «искусство Ивана вне времени и вне моды, оно основано на вечных ценностях – красота женщины, любование природой, ощущение прекрасного, чувственная красота цветка, реки, леса». И в то же время Лубенников – очень русский мастер, о чем говорят его пейзажи средней полосы, народные персонажи. Даже библейская Ева, так же, как и многие идеальные женские образы имеет черты русской национальной красоты.
Куда пойти: Галерея «Наши художники»
Адрес: Москва, Сеченовский пер., 2
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Познакомиться с древним искусством северной Индии и его современными направлениями приглашает галерея Традарт. Мадхубани – традиционная живопись бихарцев, о которой мир впервые узнал лишь в 30-х годах XX века. В 1934 году, когда Индия ещё была британской колонией, на границе с Непалом произошло разрушительное землетрясение. При осмотре пострадавших районов было замечено, что невзрачные снаружи глинобитные дома изнутри покрыты росписью невероятной красоты. Оказалось, что это ритуальная живопись, которой занимаются исключительно женщины, и о которой никому не было известно по причине закрытости местного общества.
В последующие десятилетия технический прогресс неумолимо менял традиционный быт бихарцев, и их древнее искусство могло бы кануть в небытие, если бы в середине 1960-х в независимой уже Индии не грянул голод. Чтобы выручить средства для импорта продуктов, было решено развивать народные промыслы, которые становились всё более востребованными в мире. И тогда мастерицам с севера страны предложили перенести их искусство на бумагу. Так появилась живопись мадхубани, названная в честь одноимённого городка.
В галерее Традарт представлено 60 картин, созданных в 1980–2010-х годах, а также 20 скульптур, привезенных из экспедиций.
Куда пойти: Галерея Традарт
Адрес: Москва, Духовской пер., д. 17, стр 3
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В галерее ГУМ-RED-LINE открылась персональная выставка израильского художника российского происхождения Романа Резницкого «Нескромное обаяние», на которой представлены живописные работы автора в жанрах поп-арта и дот-арта.
И если явление поп-парта более-менее знакомо любителям живописи по работам того же Уорхола или Бэнкси, то термин «дот-арт” нуждается в уточнении. На сайте выставки говорится: «Это адаптированное наследие пуантилизма, в котором изображение состоит из множества мелких точек. Однако для современного зрителя оптически дот-арт скорее повторяет принцип растровой печати: этот эффект городских баннеров, которые при близком рассмотрении оказываются набором хаотичных круглых штрихов, знаком каждому. В дот-арт-работах Резницкий отказывается от цвета и увлекается передачей глубины и объема с помощью тона, он варьируется за счет уплотнения массы точек или, наоборот, увеличения пробелов. Персонажи этой серии – так называемые, идеальные женщины, их тела и черты лица. Среди них угадывается и Мона Лиза, и сексуализированные героини соцсетей».
Куда пойти: ГУМ-Red-Line
Адрес: Москва, Красная пл., 3
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Галерея на Шаболовке Объединения «Выставочные залы Москвы» совместно с Музеем Театра кукол им. С.В. Образцова открывает выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения театрального режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда. Причем, экспозиция посвящена драматической биомеханике – то есть, взаимодействию живых актеров и кукол.
К примеру, в числе экспонатов – участвовавший в съемках фильма «Золотой ключик» 1939 года деревянный механический Буратино, сделанный в полный рост. Есть и другие куклы из Театра Карабаса Барабаса, а также чертежи для их изготовления.
Куда пойти: Галерея На Шаболовке
Адрес: Москва, Серпуховский Вал, 24, корп. 2
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Театр «У Никитских ворот» представляет спектакль «Неформат» – режиссерский дебют полномочного представителя Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительного государственного советника первого класса, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Михаила Барщевского.
Неформат в данном случае означает смешение форматов. Это и «спектакль в спектакле», и ток-шоу по актуальным вопросам с участием экспертов и подставных актёров – «подсадных», а также реалити-шоу с подглядыванием за актёрами во время репетиции (похоже на театральное «За стеклом»). В основу театральной части постановки Барщевский положил роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», который переложен на современный лад. Богатая старуха здесь не процентщица, а 75-летняя народная артистка-пенсионерка, любящая артистические розыгрыши. Она видит желание молодого художника-соседа заполучить её богатство даже злодейским путём и встречает его в нелепой красной шапочке, намекая на визит к ней злого волка из популярной сказки. Широким жестом она вручает «раскольникову» ключи от «сейфа с бриллиантами» и наблюдает, как он пытается его открыть. Но оказалось, что сейф богатой старухи можно запросто открыть без ключей, потому что его ранее открыла уборщица-гастарбайтер, спутав все планы.
Впрочем, поймать и наказать преступника – это все не цель профессора Барщевского. Он рассуждает о табу и презумпции невиновности в разных обществах, о рамках допустимости гомосексуализма и педофилии, о неизбежности войн и захвате территорий.
Ближайшие показы: 27 февраля, 1 марта
Куда пойти: Театр на Трубной
Адрес: Москва, Неглинная, 29, стр. 1
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Театр «Сатирикон» представляет премьеру сезона – спектакль «Четыре тирана» по пьесе «Самодуры» венецианского драматурга Карло Гольдони.
Этой итальянской комедии с сюжетом, формально привязанным к быту богатых венецианских купцов, уже больше 260 лет. И все эти годы с момента появления на сцене театра Сан-Лука в Венеции в 1760 году, она идёт по всему миру с огромным успехом – Гольдони превосходно знал все пружины театрального механизма, все секреты достижения успеха у зрителей.
Итак, действие происходит во время во время венецианского карнавала дома у богатейшего в городе купца Лунардо. У него есть дочь Лучетта, воспитанная в самых строгих правилах. Девушка никогда выходила за порог роскошного палаццо. И вот, отец решил выдать ее замуж за сына своего приятеля – такого же богатого купца и самодура. Молодые люди переливают, что они не знакомы друг с другом, но вынуждены подчиниться воле свирепых отцов. И вот, Лунардо собирает гостей во дворце, чтобы объявить о помолвке, но в этот момент хитроумная синьора Феличе, супруга одного из гостей, придумала способ познакомить молодых друг с другом.
Ближайшие показы: 29 февраля, 1 марта
Куда пойти: Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Адрес: Москва, улица Шереметьевская, дом 8
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В прокат выходит историческая драма Джеймса Хоуза «Одна жизнь» с Энтони Хопкинсом в роли Николаса Уинтона – биржевого маклера, организовавшего эвакуацию 669 еврейских детей из оккупированной нацистами Чехословакии.
В отличие от немецкого промышленника Оскара Шиндлера, спасавшего евреев из-за циничного расчета, молодой биржевой брокер Николас Уинтон (это реальное историческое лицо) берется за благое дело просто из неспособности сидеть сложа руки, когда вокруг творится беда. В 1938 году – сразу после аннексии Судетской области – Уинтон приезжает в Прагу к своим приятелям из Британского комитета помощи беженцам. И видит, что комитет просто не справляется с тем количеством беженцев, что наводнили Прагу. Все кругом говорят, что на Судетах нацисты не остановятся, скоро грядет большая война, и тогда Ники на свой страх и риск решает, что надо помочь хотя бы детям.
За дело он берется с настойчивостью бизнесмена, организуя кампанию в прессе, сбор средств и поиск приемных семей для детей. В итоге Уинтону удается отправить из Праги восемь поездов с детьми. Перед самым отправлением девятого, уже стоящего под парами, Британия объявляет о вступлении в войну, нацисты задерживают состав, и операция обрывается.
Интересно, что в фильме совершенно в новом духе показаны нацисты – как безусловное, но почти невидимое зло, действующее где-то за кадром. То есть, нацизм это не плоть от плоти европейской колониальной политики, а такое стихийное бедствие, которое просто случилось и всё тут. Основной конфликт фильма лежит не в борьбе с нацистами, но внутри самого Николаса, всю жизнь мучающегося сожалением, что не успел сделать больше.
Возрастное ограничение: 18+
* * *
В российский прокат выходит «Рецепт любви» – обладатель каннской награды за лучшую режиссуру, снятый по роману «Жизнь и страсть гурмана Додена Буффана», написанного Марселем Руффом ровно сто лет назад, в 1924 году.
Вообще-то оригинальное название фильма Pot-au-feu. Это традиционное французское блюдо – нечто среднее между рагу и супом с мясом и овощами. Поскольку это название ничего не говорит иностранцам, в Каннах предпочли выпустить картину как «Вкус вещей», а в России прозвали «Рецептом любви».
Итак, действие происходит в небогатом поместье помещика-гурмана Додена Буффана, у которого есть одна страсть – кулинария. Точнее, две: кулинария и Эжени (Жюльетт Бинош), женщина, которая много лет заправляет на его кухне. Это не просто кухарка, а волшебница французской кухни, которая управляет огородом, разговаривает по душам с морковками и может приготовить абсолютно любое блюдо для Додена и его бездонных буржуазных друзей. И процессу готовки посвящена добрая половина фильма – Доден и Эжени что-то варят, парят, студят, жарят, запекают, маринуют, приправляют, перемешивают, переворачивают и снова поджаривают, а затем пробуют, и обсуждают о нюансах вкусов. Причем, Доден это не просто обжора – он изобретатель, который уверен, что открытие нового блюда осчастливит человечество скорее, чем открытие новой звезды, а толково составленная книга рецептов, конечно, важнее всех философских трактатов.
И с Эжен его связывает не только любовь к кухне, но и длящаяся годами романтическая интрига.
Так через кулинарию и романтичные разговоры зритель постигает французскую философию art de vivre – искусства жить, которое как раз достигло своего расцвета в конце XIX века.
Удивительно, что этот гимн art de vivre снял вовсе не француз, но вьетнамец Чан Ань Хунг, который покинул свою родину в возрасте 12 лет, когда Сайгон захватили коммунисты. Окончив киношколу в Париже; он тут же зарекомендовал себя как самобытный режиссер – его «Запах зеленой папайи» получил «Золотую камеру» в Канне и был номинирован на «Оскар». В новом кино тоже много запахов и вкусных звуков: в саду поют птицы, а на кухне шипит сковородка, бурлит вода, хрустит свежий салат под быстрым ножом.
Категорически не рекомендуется приходить на просмотр фильма голодным.
Возрастное ограничение: 18+