Вертеп как высшее из искусств

Традиционный рождественский вертепный кукольный театр становится все более популярным. Участники театра «Бродячий вертеп» изучают его уже более 30 лет и считают, что это гениальная театральная структура, которую нельзя изменить и улучшить. Рассказывает Александр Греф, художественный руководитель театра

Александр, Елена и Дарья в зрительном зале. Центр детского творчества в Вадковском переулке – неизменное место обитания «Бродячего вертепа» с 1989 года. Здесь расположены музей и проходят театральные постановки. Фото: Станислава Новгородцева

Вертепом называют ящик с марионетками, выполняющий роль сцены для постановок на библейские сюжеты. Это слово закрепилось и в названии театрального жанра, где рождественские сценки разыгрываются при участии кукол или живых людей. Фото: Станислава Новгородцева

Кукол для бродячего вертепа делали Елена с Александром, вертепный ящик работы мастера Николая Боровкова. Этот вертеп был создан в 2013 году. Фото: Станислава Новгородцева

Кукла Рахиль с младенцем из рождественского вертепного действа «Смерть царя Ирода». Фото: Станислава Новгородцева

Мария и Иосиф – персонажи рождественского вертепа. Фото: Станислава Новгородцева

За кулисами вертепа. Фигурки кукол приводятся в движение посредством рук. Фото: Станислава Новгородцева

Александр, Елена и Дарья в зрительном зале. Центр детского творчества в Вадковском переулке – неизменное место обитания «Бродячего вертепа» с 1989 года. Здесь расположены музей и проходят театральные постановки. Также театр работает в выездном формате. Фото: Станислава Новгородцева

Александр Греф с куклами волхвов из рождественского вертепа. Фото: Станислава Новгородцева

Сюжет Тайной вечери на вертепе - работа Александра Грефа. Фото: Станислава Новгородцева

Филолог-византист Дарья Пенская (слева) присоединилась к «Бродячему вертепу» в 2015 году. Химик и музыкант Елена Слонимская с вертепом с 1991 года. Фото: Станислава Новгородцева

«Бродячий вертеп» - не только театр, но и музей. Здесь собрана коллекция старинных музыкальных инструментов, традиционных ремёсел и театральных кукол. Фото: Станислава Новгородцева

Куклы из коллекции музея. Фото: Станислава Новгородцева

Музыкальные инструменты из коллекции музея «Бродячего вертепа». Фото: Станислава Новгородцева

Дарья и Елена поют традиционные рождественские песни перед началом кукольного спектакля. Фото: Станислава Новгородцева

Кукла-стражник из рождественского вертепного действа «Смерть царя Ирода». Фото: Станислава Новгородцева

Сцена прихода смерти к царю Ироду. Фото: Станислава Новгородцева

Зрители рождественского вертепа – студенты театрального факультета. Фото: Станислава Новгородцева

После выступления зрителей зовут за кулисы вертепа, здесь можно посмотреть на внутреннее устройства вертепного ящика и потрогать театральных кукол. Фото: Станислава Новгородцева

Куклы в музее «Бродячий вертеп». Фото: Станислава Новгородцева

В мастерской. Фото: Станислава Новгородцева

Александр Греф показывает свои рисунки и иллюстрации к книгам. Фото: Станислава Новгородцева

Склад-мастерская в «Бродячем вертепе». Фото: Станислава Новгородцева

1 / 22

Те, кто придумал вертеп, были образованными, талантливыми людьми: они знали античную культуру, средневековую мистерию, основы театрального дела, музыку, умели играть и могли все сделать руками. Родился этот вид театра на западных окраинах Российской империи. Там придумали сделать ящик, напоминающий церковь, и взяли необычный способ управления куклами – в вертепе кукол водят по щелям.

Вертепом называют ящик с марионетками, выполняющий роль сцены для постановок на библейские сюжеты. Это слово закрепилось и в названии театрального жанра, где рождественские сценки разыгрываются при участии кукол или живых людей. Фото: Станислава Новгородцева
Кукол для бродячего вертепа делали Елена с Александром, вертепный ящик работы мастера Николая Боровкова. Этот вертеп был создан в 2013 году. Фото: Станислава Новгородцева
Кукла Рахиль с младенцем из рождественского вертепного действа «Смерть царя Ирода». Фото: Станислава Новгородцева
Мария и Иосиф – персонажи рождественского вертепа. Фото: Станислава Новгородцева
За кулисами вертепа. Фигурки кукол приводятся в движение посредством рук. Фото: Станислава Новгородцева


В этом один из главных признаков вертепа: ложный пол со щелью, рука, которая водит кукол по указанным траекториям, как если бы она двигалась механизмом – нельзя мизансцены изменить, кукол переместить произвольно, все задано. Нет ни одного старинного вертепа, где не было бы щелей, это важный элемент вертепа как театральной сцены. Второй элемент – двухэтажность вертепа: верх и низ, рай и ад, сакральное и комедийное разделены. Можно сказать, что эти два правила,  два элемента и составляют «канон» вертепа. Во всём остальном – полная свобода и разнообразие. Внутри канона достаточно места для личного творчества. 

Александр, Елена и Дарья в зрительном зале. Центр детского творчества в Вадковском переулке – неизменное место обитания «Бродячего вертепа» с 1989 года. Здесь расположены музей и проходят театральные постановки. Также театр работает в выездном формате. Фото: Станислава Новгородцева
Александр Греф с куклами волхвов из рождественского вертепа. Фото: Станислава Новгородцева
Сюжет Тайной вечери на вертепе - работа Александра Грефа. Фото: Станислава Новгородцева
Филолог-византист Дарья Пенская (слева) присоединилась к «Бродячему вертепу» в 2015 году. Химик и музыкант Елена Слонимская с вертепом с 1991 года. Фото: Станислава Новгородцева
«Бродячий вертеп» - не только театр, но и музей. Здесь собрана коллекция старинных музыкальных инструментов, традиционных ремёсел и театральных кукол. Фото: Станислава Новгородцева
Куклы из коллекции музея. Фото: Станислава Новгородцева
Музыкальные инструменты из коллекции музея «Бродячего вертепа». Фото: Станислава Новгородцева


Вертеп – театр кукол, и в нём множество специальных трюков: зажигание свечей куклой, усечение головы Ироду, погибель Ирода в аду, свет Вифлеемской звезды – все они очень зрелищны. Например, каноническая сцена «Избиение младенцев». Как показать её, чтобы сердце упало? В телевизоре бы залили экран кровью, набросали трупов… А как в вертепе? Выходит воин и забирает у матери младенца размером в три сантиметра. И страшно, потому что разбужено воображение. 

Дарья и Елена поют традиционные рождественские песни перед началом кукольного спектакля. Фото: Станислава Новгородцева
Кукла-стражник из рождественского вертепного действа «Смерть царя Ирода». Фото: Станислава Новгородцева
Сцена прихода смерти к царю Ироду. Фото: Станислава Новгородцева
Зрители рождественского вертепа – студенты театрального факультета. Фото: Станислава Новгородцева
После выступления зрителей зовут за кулисы вертепа, здесь можно посмотреть на внутреннее устройства вертепного ящика и потрогать театральных кукол. Фото: Станислава Новгородцева


Волшебная сила вертепа в том, что он будит воображение зрителя. В вертепе есть печальные, трогательные, смешные и праздничные сцены. И, прежде всего вертеп как зрелище очень красив. Кто видел его, запоминает навсегда.

Куклы в музее «Бродячий вертеп». Фото: Станислава Новгородцева
В мастерской. Фото: Станислава Новгородцева
Александр Греф показывает свои рисунки и иллюстрации к книгам. Фото: Станислава Новгородцева
Склад-мастерская в «Бродячем вертепе». Фото: Станислава Новгородцева

 

Читайте также
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ