О соцсетях и фастфуде на пороге нового мира

«Россграм» не запустился – даже спустя три месяца после своего анонса. Где будем постить фото?

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Много за что ругают современную молодёжь – зумеров: мол, и смартфон стал продолжением руки, и живут-то в отрыве от реальности, и питаются не бабушкиными пирожками, а вредным фастфудом. Да мало ли за что! Обычный конфликт поколений.

Однако 2022 год круто изменил жизнь всех поколений и всех слоёв общества. Информационная война с Западом и последовавшие за этим блокировки популярных соцсетей привнесли в Рунет катастрофу, сравнимую с крушением старого мира в офлайне. Привычная жизнь оказалась нарушена, многие ставшие обыденными и казавшиеся незаменимыми сервисы оказались труднодоступны или недоступны вовсе.

В надежде уцепиться за старый мир многие бросились устанавливать vpn-сервисы, осваивать прокси-серверы и браузер Tor. При всех известных недостатках и рисках (замедление скорости, утечка чувствительных персональных данных и т.д.) это позволило сгладить отказ от привычных сервисов и, быть может, переход к их аналогам. Ведь даже если двое или трое из компании в десять человек научились безболезненно обходить блокировки, а остальные делают это от случая к случаю, их комьюнити сильно сократилось и, по сути, прекратило существование. Отдельную головную боль запрет популярных соцмедиа вызвал у маркетологов и блогеров – то есть у тех, кто зарабатывал в западных сервисах и критично зависит от аудитории – её размера и активности.

Немного статистики

Итак, весной этого года пользователи в России остались без легально доступных Twitter (с 4 марта), Facebook* и Instagram* (оба с 21 марта). Буквально в первые сутки замедления трафика (а именно эту процедуру начал применять Роскомнадзор 14 марта ко всем трём сервисам) аудитория сервиса микроблогов сократилась вполовину – с 2,6 млн пользователей в сутки до 1,3 млн. Instagram потерял 6,7 млн суточных пользователей (16 %): 40,9 млн посетителей против 34,2 млн, потери Facebook составили больше 3 млн, или 40 %, – с 9,6 млн пользователей до 6,4 млн.

В то же время понемногу, но уверенно начала расти доля отечественных (или имеющих российское происхождение) соцсетей. Больше всего от проблем конкурентов выиграли и так успешно растущие Telegram (+14 млн пользователей – с 31,2 млн до 45,5 млн ежедневно) и «ВКонтакте» (+4 млн – с 46,5 млн до 50,3 млн). Небольшой прирост получили даже давно стагнирующие «Одноклассники» (+1 млн с 19,8 млн до 20,9 млн посетителей в день).

Миграция не была спонтанной. Уже 8 апреля Министерство цифрового развития представило список «российских» аналогов вражеским западным сервисам, которые предлагалось использовать в качестве альтернативы. Так, интернет-жителям, не мыслящим свою жизнь без соцсетей, предлагалось воспользоваться и без того популярными «ВКонтакте», «Одноклассниками», Telegram. Из небытия были извлечены на свет Божий соцсеть «Мой Мир» и ставшая уже легендой Рунета «аська» (ICQ). Ко двору пришлись и недавно созданный аналог запрещённного ещё в 2016 году LinkedIn TenChat, спасавший россиян ещё в годину борьбы с Telegram мессенджер «ТамТам» и корпоративный Frisbee, некогда побочный сын Viber.

Фото: Мобильный репортер / АГН "Москва"
Фото: Мобильный репортер / АГН "Москва"

Но появились и совсем свежие продукты: «Газпром-Медиа Холдинг» запустил сервис коротких видеороликов Yappy – аналог TikTok, который после принятия в России закона о фейках, не дожидаясь проблем с Роскомнадзором, ограничил возможность пользователям из России размещать контент.

Последним на сегодняшний день был заблокирован Instagram*. Власти долго не решались на резкие шаги в отношении столь популярной площадки. Всё же «Фейсбук*» за последние пару лет сам сделал всё для уничтожения своей репутации и стал заповедником либеральной интеллигенции ещё до последних потрясений. Энтузиасты пытались заместить его «Грустнограмом» и Limbiko, а широко разрекламированная сеть с тёплым для уха каждого нашего соотечественника названием «Россграм» так и не смогла запуститься спустя три месяца после анонса. Громко анонсированный аналог Instagram запустил лендинг на самом простом конструкторе сайтов, а спустя почти три месяца и вовсе пропал из медиаполя. По всей видимости, авторы надеялись привлечь инвесторов и разработчиков, но получилось только хайпануть на острой теме. Впрочем, быть может, главная цель в этом и состояла.

Пища виртуальная и не очень

Но не только в онлайне дело. С детства мы помним, что самая полезная еда редко бывает вкусной, а вот к снекам, газировке и прочим вредителям тянет даже очень. И сегодня, несмотря на вошедшую в нашу жизнь и прижившуюся (особенно в больших городах) моду на ЗОЖ, ресторанные дворики с фастфудом или отдельно стоящие кафе и палатки с ним же заполнены в любое время работы заведений.

Фото: Louis Hansel / Unsplash
Фото: Louis Hansel / Unsplash

Связано ли это с демократичностью цен (большая часть посетителей подобных заведений – старшие школьники и студенты) или с необычайными гастрономическими находками технологов – вопрос спорный. Но весной любителей быстро, сытно и недорого поесть в городе настиг удар страшной силы – с началом специальной военной операции на Украине объявил о приостановке работы, а затем и вовсе об уходе из России «МакДоналдс». Главный по фастфуду, любимый и ненавидимый, настоящий символ изобилия и западной культуры (по крайней мере питания).

Как и в случае с запрещёнными соцсетями (зрелища), отечественные предприниматели не оставили народ без хлеба. Очень быстро нашлись желающие выкупить площади «МакДоналдса» и открыть в них то же самое, но наше, неподсанкционное. Распробуют ли горожане макдакозаменитель – ещё неизвестно, но тревожит другое. Если на очереди в последний день работы сети в России можно было смотреть с улыбкой (всё же люди страдали ради последнего на долгое время «БигМака»), на последовавшие за этим объявления на «Авито» о продаже замороженных бургеров и картошки фри из «МакДака» – со смехом, то 12 июня стало грустно.

То, что праздник (теоретически – главный) новой России так и не наполнился смыслом и не стал значимой датой в сознании и обыденности россиян,  – понятно давно. Но когда посреди коротеньких, но всё же летних, каникул сотни людей выстроились, чтобы отведать очередной импортозаместительный аналог – бургеры из сети со странным названием «Вкусно и точка», тревожно стало не за праздник 12 июня, но за саму систему ценностей и приоритеты наших сограждан.

Когда в январе 90-го на Пушкинской площади на открытие первого «МакДоналдса» выстроилась гигантская очередь, это стало ещё одним свидетельством крушения старого мира и старой системы ценностей. Вместо строительства коммунизма для будущих поколений – красиво одеться и вкусно поесть сегодня, вместо очередей в мавзолей к вождю – очередь в модный западный ресторан. Появившиеся спустя 24 года очереди за новым iPhone 6 уже никого не удивляли.

Разница с советскими очередями за дефицитом очевидна. Тогда постоянно присутствовал страх, что не хватит, а когда будет – неизвестно. Теперь же – погоня за новинкой. Она будет и завтра, и послезавтра, можно вкусить – не торопясь и когда удобно. Но желание быть первым, приобщиться к прогрессу перевешивает. Иной раз кажется: не построение Русского мира и не отрыв от западной культуры и ценностей, но потеря «БигМака», Zara и отпуска в Европе (с последующими фото в запрещённой социальной сети) беспокоят городского жителя.

Фото: Олег Иванов / РИА Новости
Фото: Олег Иванов / РИА Новости

И тут то ли пропаганда-просвещение сработали не очень, то ли и вправду своя рубашка – ближе к телу, но все потуги патриотического воспитания и построения гражданской религии неизменно будут разбиваться о бургеры с картошкой фри и желанием постить фоточки «где все». Задача импортозамещения, получается, не просто ликвидировать дефицит, закрыть «дыры», но придумать нечто новое и вкусное. А такие вещи не рождаются из-под палки или на волне патриотизма – даже «Россграму», чтобы заработать, нужен свой творец, а не копировщик.

 

* Принадлежат Meta, признанной в России экстремистской организацией.

Читайте также