Всё началось в Тюмени, где в начале июня наряд полиции вызвали в городской парк – посетители были напуганы толпой подростков-«кошек». Те бегали, прыгали, мяукали и резвились в траве. Полицейские опешили, потом поговорили с подростками и, немало обескураженные, уехали – ведь задерживать подростков было не за что. Потому что нет в России такого закона, запрещающего несовершеннолетним бегать на корточках и мяукать.
Однако ощущение какой-то неправильности происходящего осталось.
Дело дошло в итоге до Госдумы, и вот уже вице-спикер Госдумы Борис Чернышов решил запретить это молодёжное движение мяукающих подростков – «фурри», как их называют на Западе.
Кстати, это уже не первый раз, когда депутаты и чиновники хотят запретить движение. В 2021 году в комиссии по защите детей от деструктивного контента при Роскомнадзоре предложили приравнять «фурри» наравне с феминизмом, ЛГБТ (Верховный суд России признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его в РФ) и чайлдфри к экстремизму, а саму субкультуру связать с зоофилией.
В 2023 году детская омбудсвумен Татарстана Ирина Волынец предложила наказывать «за вовлечение несовершеннолетних в деструктивное движение фурри». По её мнению, субкультура якобы пришла с Запада, разрушает детскую психику и проводит «диверсию против населения, направленную на превращение людей в животных».
* * *
Омбудсвумен Ирина Волынец права лишь отчасти: движение «фурри» зародилось действительно на Западе, но к нам пришло с Востока.
Само слово «фурри» – английское (furry – пушистый). Само движение «пушистиков» зародилось в США ещё в 70-х годах прошлого столетия. Но однозначного ответа, кто и когда придумал облачаться в костюмы антропоморфных персонажей, нет. В самом фурри-фэндоме точкой отсчёта называют 1976 год, когда появился первый фанатский журнал Vootie, посвящённый героям диснеевских персонажей вроде Микки и Минни Маус или Дональду Даку. Вскоре издание стало площадкой для публикаций фанатских рисунков по мотивам мультфильмов общения членов фурри-движения друг с другом.
В 1978 году был опубликован первый эротический фурри-комикс «Омаха» о кошке-стриптизёрше. Через пару лет в Калифорнии стали проходить первые фурри-фестивали.
Но особую популярность фурри-культуре придали японские мультфильмы аниме.
Собственно, в России это увлечение пришло на пике популярности анимэ.
Сколько сейчас представителей фандома в России, неизвестно. Возраст участников движения варьируется от 14 до 35 лет. Фанаты рисуют комиксы, шьют костюмы, делают или организовывают прогулки и фесты. Есть также интернет-сообщества – например, Фурри-культура.
* * *
Как и у всякого сообщества у фурри есть свой специфический язык.
Фурсона – основной персонаж, который репрезентует человека в сообществе. Он может быть волком, лисой, собакой и другим животным. У фурсоны есть имя, характер, повадки и история жизни.
Фурсьют – это индивидуальный костюм из искусственного меха, физическое воплощение фурсоны. Для создания костюма используют ткани, пластик, дерево, а порой даже электронику и другие сложные материалы. Это серьёзная статья расходов для фурри: одна голова может обойтись в 20 тысяч рублей, а костюм целиком – в 90 тысяч.
Фурри-фэндом – глобальное движение фурри. Термин описывает всех представителей субкультуры, которые принимают участие в деятельности сообщества вживую или только онлайн. Общую численность фурри оценить сложно. Во-первых, не все готовы открыто говорить о своём увлечении. Во-вторых, география фурри сильно раздроблена, но они есть во многих странах, включая Россию.
Фурмиты – фестивали, тематические конференции, прогулки, онлайн-вебинары или закрытые встречи по интересам.
Вололо (Wololo) – принятие кого-либо в группу фурри.
Лор – совокупность историй о персонаже, особенностей мира и мифологии, создающих глубокий и убедительный контекст.
* * *
Интересен видовой состав участников российского фурри-фэндома.
Доминирующей группой среди всех творцов фурри-арта являются хищники – примерно от 75 до 88% участников.
Причём в большинстве случаев лидируют представители семейства кошачьих (львы, реже тигры, гепарды, леопарды, ягуары, пантеры, коты и рыси).
На втором месте – представители семейства псовых (лисы и волки).
На третьем месте – медведи.
Копытные имеют рейтинг до 6%.
До 20% участников ассоциируют себя с птицами и крылатыми драконами.
В единичных случаях встречаются участники, представляющие себя такими экзотическими животными, как носорог, слон, ёж, заяц, мышь.
* * *
У фурри-фандома есть несколько родственных на первый взгляд движений.
Первое – это квадробика (от лат. quattuor – «четыре» и англ. aerobics – «аэробика»). Это неофициальный вид спорта, в котором люди перемещаются на четвереньках, имитируя движения животных. Обыватели часто принимают квадробику за фурри, но в действительности между ними есть важные отличия.
Квадробика – про спорт с подражанием повадкам реальных животных. При этом люди во время занятий квадробикой используют маски и накладные хвосты, изображая лис, волков, кошек и других представителей фауны. И это непростая акробатика – акробатические трюки требуют хорошей физической подготовки (впрочем, у многих поклонников квадробики нет цели высоко прыгать и качественно имитировать повадки животных, а хочется просто повеселиться с единомышленниками).
Фурри же в повседневности внимание спорту почти не уделяют, повадки животных не имитируют, их фурсоны – это всегда антропоморфные персонажи.
* * *
Хоббихорсинг – это имитация движений всадника и лошади в выездке и конкуре. Чаще всего это похоже на то, как дети прыгают с игрушечной лошадкой на палочке.
Хоббихорсинг впервые появился в Финляндии, там он даже включён в школьную программу. В основном этим спортом занимаются девочки от 10 до 17 лет, но встречаются поклонники «езды на лошадках» и постарше. Обычная игра превратилась в спорт – такие «скачки» развивают координацию, воображение, творческие способности, дают хороший импульс физическому развитию.
На данный момент хоббихорсингом занимаются в Нидерландах, США, Швеции, России, Дании, Великобритании и Австралии.
В России есть даже Федерация хоббихорсинга. Она была создана в 2019 году и вот уже 4 года успешно занимается организацией соревнований и спортивных мероприятий.
* * *
Наконец, движение фурри схоже с ещё одной субкультурой – терианцами.
Сам термин «териан» относится к людям, которые на психологическом уровне идентифицируют себя как животные и ведут себя так, будто ими являются. Этим они отличаются от фурри, которые рассматривают свою фурсону как вымышленного персонажа, тогда как терианцы (или териантропы) настолько вживаются в роль, что утверждают, что быть собачкой – это их естественное состояние. И просто заперты в теле человека.
* * *
Мнение экспертов
Археолог Артур Чубур, профессор истории Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского:
«Феномен пушистой субкультуры порождён не диснеевской анимацией и не новейшими информационными технологиями, как считают многие адепты фурри. Он – ровесник человечества. Зооантропоморфизм – неизменный компонент древних мифологий и религий всего мира. В первобытной мифологии различных народов “фурри-персонажей” более чем достаточно. Как правило, это прародители того или иного племени, этноса. Мюйюздюу – в киргизской мифологии рогатые (оленеголовые) брат и сестра, дети бога-покровителя жвачных, ставшие прародителем киргизского племени Бугу с тотемом в виде оленя. Мяндаш-пырре – такой же первопредок олене-человек, но уже в саамской мифологии. Дусэ – человеко-тигр, от которого согласно мифологической традиции берут начало многие роды нанайцев, удэгейцев, маньчжуров. Комсин – человек-медведь, мифический первопредок корейцев. Мифология мордвы также указывает на первопредка медведя-человека. В башкирских мифах как родоначальник выступает человек-волк: от корней “баш” (главный) и “корт” (волк) происходит этноним “башкорт”.
Первопредки постепенно трансформируются в богов первых цивилизаций Евразии. Широко представлены боги-антропозооморфы и в пантеонах древнейших цивилизаций мезоамерики (ацтеков и ольмеков) – человеко-пумы, человеко-ягуары и иные сущности. Переход от зооантропоморфных богов Древнего мира к антропоморфным античным богам Олимпа, окружённым ещё отдельными “гибридными персонажами”, предваряет жёсткие антропоцентрические представления средневековья и нового времени.
С утверждением на значительных территориях монотеистических религий антропоморфные животные остались только в сказках, баснях, да ещё, пожалуй, в геральдике.
Но в то же время образ зооантропомофа оказался столь прочно встроен в подсознание человека, что с ослаблением религиозного влияния на повседневную жизнь в индустриальном обществе он легко возродился и быстро вернулся в нашу жизнь. Триумфальное возвращение “фурри-персонажей” происходит в XX веке в сфере искусства (в первую очередь мультипликация), а затем и в других сферах жизни – например, рекламе. Наконец, на рубеже нового тысячелетия происходит формирование с помощью информационных технологий новой самостоятельной субкультуры (преимущественно сетевой), хорошими темпами набирающей число адептов. Существуя на правах сетевого фольклора, субкультура фурри ярко отображает самые глубинные, древнейшие архетипы подсознания, представляя естественный исход дегуманизации современной культуры. Это своеобразный “уход от цивилизации”, уход от реальности, которая становится в последние десятилетия все более непредсказуемой».
* * *
Антрополог Ольга Христофорова, директор Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, автор книги «Мифы северных народов России»:
«Ряжение – неотъемлемый элемент многих обрядов народов мира, в том числе европейского карнавала. У восточных славян было распространено ряжение на Святки – зимний период между Рождеством и Крещением. Ряженые назывались в разных регионах по-разному – коляды, кудеса, святки, святошники, рядихи. Как и во время карнавала, люди переодевались в разных существ, в том числе в зверей: например, надевали шубу мехом наружу, на голову шапку, на лицо надевали маску или разрисовывали сажей – получались медведь или коза. Ходили в таком виде по домам, плясали и пели колядки, угощались и веселились.
Такие ритуалы – это развлечение, сбрасывание своего привычного лица, отрицание повседневной принадлежности к статусу, гендеру, человеческому роду. Но это лишь временный отказ, и люди всегда это понимали: сейчас мы переоделись и веселимся, а завтра смоем с лица сажу, наденем привычный костюм – и за работу.
Именно святочное ряжение лежит в основе новогодних детских утренников, когда детей наряжают белочками, зайчиками и другими животными. Так серьёзные взрослые ритуалы стали детской игрой. Но в современную эпоху происходит наоборот: детские игры возвращаются во взрослую среду. Последние тридцать-сорок лет в развитых странах резко увеличился срок детства. Молодыми считаются люди до 40 лет, и среди них много так называемых young adult, увлекающихся подростковыми литературой, фильмами, видеоиграми, реконструкторством.
Поэтому ряжение в фурри – это отрицание навязанных “взрослой” культурой стереотипов и моделей: как жить, что думать, что чувствовать и делать, как себя вести, кем себя считать».
* * *
Детский нейропсихолог Наталья Наумова:
«Детям и подросткам интересно объединяться в компании и придумывать различные игры и в этом нет ничего плохого до тех пор, пока игры не становятся общественно опасными и асоциальными. Но когда дети заигрываются, начинают ходить в туалет в неположенных местах, перестают контролировать своё поведение, начинают проявлять агрессию по отношению к окружающим, необходимо обратить внимание».