Дедовщина по-политически

Поздний СССР и нынешние США совсем не похожи друг на друга, разве что амбициями и геронтократией 

Фото: NASA / Taylor Mickal / Flickr

Фото: NASA / Taylor Mickal / Flickr

Действующий президент США Джо Байден под напором однопартийцев  принял решение сойти с президентской гонки. 81-летний кандидат от демократов Байден шёл нос к носу с 78-летним кандидатом от республиканцев Дональдом Трампом.

Опасался не дойти

Выборы в США состоятся 5 ноября, и в последние дни возникли сильные сомнения, что Байден до них доковыляет. А если бы и доковылял, каково было бы самому политически и экономически могущественному государству мира жить в нынешнее непростое время под руководством человека, постепенно погружающегося в свою альтернативную реальность? К окончанию президентской каденции Байдену должно было бы исполниться 85 лет. Трампу, соответственно, 82.

Оговорки Байдена становились мемами. Он путал президента Франции Макрона с покойным Миттераном (мол, общались с ним вчера). Недавно он перепутал Путина и Зеленского.

Сейчас демократы выдвинули кандидатом в президенты моложавую миниатюрную 60-летнюю азиатоамериканку Камалу Харрис, бывшую при Байдене вице-президентом. Её Байден, кстати, тоже недавно перепутал с… Дональдом Трампом.

Два старика в одном тазу

Признаться, я симпатизирую американским демократам. История показывает, что республиканцы любят международные обострения и роль мирового жандарма. В советские времена разрядка и разоружение наступали именно при президентах-демократах. А при республиканцах обострялась гонка вооружений. Поэтому весь президентский срок Байдена мне казалось, что российская пропаганда преувеличивает степень дезориентации американского президента.

Может быть, и так. На днях обсуждали этот вопрос со знакомым неврологом, и он рассказывал, что может быть проблема с передачей импульса по нейтронным каналам. Человек нормально соображает, но путает понятия и категории. Засела в голове категория «президент Франции Миттеран» ещё в 1980-е, и все французские президенты становятся «Миттеранами». Ну и так далее.

Однако ж эти оговорки расшатывают положение не семьи или частного бизнеса. Они расшатывают весь мир.

Почему американская политическая система при всей её конкурентности, при специальных партийных системах по выращиванию лидеров буквально с университетской скамьи в 2024 году не смогла предложить избирателям ничего лучше, чем два очень возрастных кандидата? Попробуем понять.

Президент США Джо Байден. Фото: Christopher Dilts / DNC / Flickr
Президент США Джо Байден. Фото: Christopher Dilts / DNC / Flickr

Геронтократия 2.0

«Геронтократия» – так называлась у американских советологов политическая система Советского Союза на его излёте. Правление «геронтократии» закончилось «гонкой на лафетах», чередой высочайших похорон. Положил начало этим похоронам главный идеолог позднего СССР Михаил Суслов, скончавшийся 25 января 1982 года. 10 ноября 1982 года умер Леонид Брежнев. И понеслось. 9 февраля 1984 года – Юрий Андропов, 10 марта 1985 года – Константин Черненко…. По нынешним меркам, это были молодые люди: Суслову 79, Брежневу 75, Андропову 69, Черненко 73. Но те, кто помнит речи этих руководителей по телевидению, понимают, что Байден с его оговорками и рядом, как говорится, не лежал. По бумажке, едва ворочая языком, советские руководители говорили что-то совсем оторванное от реальности под бурные аплодисменты, переходящие в овацию. А потом СССР не стало.

Сейчас мы, политическая система земного шара, вошли в период, который можно назвать «Геронтократия 2.0».

Бэби-бумеры – жизненный финал счастливого поколения

Этому есть объяснение в теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлон Хоу и Уильямом Штраусом. Они проанализировали историю с XVI века до наших дней, исходя из того, что люди, появившиеся на свет в определённый период, имеют схожие ценности и поколения сменяют друг друга примерно каждые 20 лет.

Наши советские «геронтократы» 1980-х были представителями «великого поколения», чья молодость пришлась на Вторую мировую войну. Это были могучие люди, венец развития советской партхозноменклатуры, прошедшие естественный отбор в детстве, жёсткий политический отбор в зрелости. Ну и выжившие в Великой Отечественной войне, которую они прошли в невысоких чинах. В начале ХХ века в России был наибольший рост населения. Детей родилось, как в старинном патриархальном обществе, но уже появилось здравоохранения, и они выживали.

Это многочисленное сильное поколение не сдавало свои позиции во власти вплоть до самой смерти. Кстати, то же было и в США – вспомните ветерана Второй мировой Джорджа Буша-старшего.

Вслед за «великим поколением» вторые по численности и жизненной силе – дети послевоенного «бэби-бума». Генерация счастливых людей, рождённых с 1945-го по 1965 годы, которые прожили несколько десятков лет без больших войн, первый раз за всю историю человечества досыта ели, вдоволь потребляли промышленных товаров – от одежды до автомобилей, путешествовали с комфортом и так далее.

Вот эти-то ребята сейчас у власти. Возможности современной медицины позволяют им выглядеть получше, чем советские руководители эпохи застоя. Но время всё равно неумолимо.

Понимание утрачивается

«Дней наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, они проходят быстро, и мы улетаем» (Псалтырь, 89:10). Мир движется вперёд, а нейронные связи в старческом мозгу не успевают за этими изменениями.

Представьте, эти люди в детстве застали гужевой транспорт, в их домах не всегда было электричество. «Я помню лучину в доме моей бабушки, а теперь я пользуюсь плодами искусственного интеллекта», – рассуждал мой друг, которому под 70.

Многие из этого поколения принципиально не переходят на смартфоны, пользуются кнопочными телефонами. Знаю очень высоких начальников, которые не имеют электронной почты и не заходят сами в интернет.

На прошлой неделе глава Коми Владимир Уйба заявил, что обратится к высшему руководству страны с предложением ввести запрет на использование интернета детьми. Дескать, он в детстве по двору бегал, и это гораздо более здоровое времяпрепровождение. А ведь не старый ещё человек, 1958 года рождения! Наверное, он транслировал какие-то идеи, которые бродят в губернаторских кругах.

Дональд Трамп. Фото: Gage Skidmore / Flickr
Дональд Трамп. Фото: Gage Skidmore / Flickr

Беда нынешнего поколения пожилых людей в том, что сегодня количество прожитых лет не конвертируется в знания, помогающие выживать в мире. Дети не приходят к старикам с вопросами, как пахать землю и как ловить рыбу. Они гуглят это в поисковиках, а старикам остаётся бессильно злиться – не на печке, а в представительском лимузине.

«Я устал, я ухожу»

Джо Байден уже сходил с президентских выборов в США в 1987 году. Сейчас он выдал американский вариант незабываемого «Я устал, я ухожу». Уйти – это тоже искусство политика.

Многие прочат безоговорочную победу Дональду Трампу, но будущее, как мы знаем, полно неожиданных сюрпризов. В XXI веке надо уже как-то выбираться из века XX с его героями. Трамп – тоже ведь типичный персонаж какого-то американского сериала 1980-х типа «Санта-Барбары».

Следующий президентский срок в США будет очень сложным временем. Причём пока неизвестно, в чём окажется главная сложность, но кто мог предвидеть ещё пять лет назад ковид и СВО?

Мир колбасит, в частности, ещё и потому, что поколение власть имущих не понимает, чего ждать от идущей технологической революции. «Где ничего не знаешь – воображай всяческие ужасы», – говаривал Христофор Колумб, открывая будущую родину Трампа и Байдена.

В отличие от возрастных президентов, другим поколениям предстоит жить в новом времени. От этого не убежать.

Читайте также