Шесть поражений гражданского общества в 2021 году

В 2021 году гражданское общество в России понесло потери по всем фронтам: пострадали независимые от власти СМИ, политики и правозащитники, не контролируемая государством память и свободное от идеологии образование

Полицейские у здания Мосгорсуда. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Полицейские у здания Мосгорсуда. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

«Мемориал»*

Двери «Мемориала»*. Фото: t.me/polniypc
Двери «Мемориала»*. Фото: t.me/polniypc

Ликвидация «Мемориала»*, символа новой постсоветской России, стала финальным аккордом репрессивного 2021 года. Представители Генпрокуратуры, инициировавшей этот процесс, даже не скрывали, что претензии по иноагентским маркировкам – не более чем повод (к слову, незаконный). Истинная причина в том, что «Мемориал» «спекулирует на теме политических репрессий» и тем самым создаёт «лживый образ СССР как террористического государства», заявил в суде представитель Генпрокуратуры Алексей Жафяров. Есть обида и за образ современной России, где «Мемориал»* также находит политзаключённых.

 

Юрий Дмитриев

Юрий Дмитриев во время заседания суда. Фото: Никита Гирин / «Новая газета»
Юрий Дмитриев во время заседания суда. Фото: Никита Гирин / «Новая газета»

Один из таких политзаключённых, глава карельского отделения «Мемориала»* Юрий Дмитриев, – это ещё одно горькое поражение гражданского общества в России. И хотя убийственный для пожилого человека приговор – 13 лет колонии строгого режима – был вынесен ещё в 2020 году, в завершение 2021-го нам как бы ещё раз напомнили о пережитом в бездействии позоре: срок заключения Дмитриеву был увеличен ещё на два года. 

 

«Команда 29» и «ОВД-Инфо»*

Фото: instagram.com/ovdinfo
Фото: instagram.com/ovdinfo

На фоне дела Дмитриева и ликвидации «Мемориала»* почти незаметным стало уничтожение двух правозащитных проектов, которые всеми силами последние годы вырывали невиновных граждан из тисков так называемых правоохранительных органов. Это «Команда 29» и «ОВД-Инфо»*. Когда пришли за ними, мы тоже в основном промолчали.

 

Алексей Навальный

Алексей Навальный во время заседания суда. Фото: пресс-служба Бабушкинского районного суда города Москвы
Алексей Навальный во время заседания суда. Фото: пресс-служба Бабушкинского районного суда города Москвы

Возможно, пассивность общества во втором полугодии объясняется неудачей протестов первой половины года, когда пытались спасти политика Алексея Навального, посаженного также незаконно. Дело «Ив Роше», по которому в феврале 2021 года оппозиционеру заменили условный срок на реальный, ЕСПЧ признал в 2017 году сфабрикованным и обязал правительство РФ компенсировать Навальному моральный ущерб в размере 4 млн рублей, что оно и сделало (!). При этом само дело в РФ не было закрыто, и сегодня оппозиционер отбывает срок именно по нему. За посадкой Навального последовало объявление всех созданных им организаций вне закона, что к концу года вылилось уже в уголовное преследование бывших его соратников. Так в стране закончилась не зависимая от власти политика. 

 

«Вышка» и «Шанинка»

«Вышка» сдаёт позиции уже не первый год, но репрессивный 2021-й для неё тоже оказался решающим. Казалось бы, лоялист Ярослав Кузьминов показался в новом контексте уже недостаточно надёжным и был отставлен. На смену ему пришёл Никита Анисимов, оставивший ради этого пост ректора Дальневосточного федерального университета. Пару недель назад новый ректор сделал знаковое назначение: поставил проректором экс-главу управления ФСБ по Белгородской области Сергея Рожкова. В круг обязанностей нового проректора входит «антитеррористическая защита», «защита информации», «ведение гражданской обороны» и военная подготовка студентов.

Дело ректора «Шанинки» Сергея Зуева, несмотря на внешнюю непохожесть, продолжает тот же тренд на ликвидацию свободного от идеологии образования. «Шанинка» уж точно была символом именно такого образования, и насыщенный символами 2021-й не мог её не задеть с особой жестокостью.

 

Независимые СМИ

Молодой человек с камерой. Фото: Jana Shnipelson / Unsplash
Молодой человек с камерой. Фото: Jana Shnipelson / Unsplash

Ну и, конечно, под удар попали независимые от власти СМИ, которые обо всём этом писали. За это они объявлялись иностранными агентами, нежелательными организациями, просто блокировались. Журналисты, конечно, сопротивлялись и даже громче остальных (профессия такая!), но если за тебя не вышла твоя аудитория, то твой громкий голос истолкуют не иначе как: «Работы лишают, супостаты!». А кому сейчас легко? У тебя сайт заблокировали, а у меня завод закрыли, и что?

*Организации признаны Минюстом иностранными агентами.

Читайте также