Печально, что так и не нашлось площадки, кабинета, стола переговоров, где епархия и противники строительства смогли бы договориться. Не нашлось хотя бы по пять миролюбцев с каждой стороны, чтобы вспомнить, что они в конце концов земляки, живут в одном городе в одно время и должны быть друзьями, а не врагами. Ловким выгодоприобретателем в раздоре церкви и граждан всегда – вот уже более ста лет – остается власть, вольно или нечаянно показывая свое преемство с властью советской. В данном случае разгоревшийся скандал стал еще и своеобразной канализацией протеста, переводом растущего недовольства политической властью на Русскую церковь, как это было в случае с Пусси Райот. Многие протестующие говорили, что они не против веры, не против христианства, но против церкви, которую, увы, видят союзницей государства, дружащей со всеми силовыми ведомствами и всеми провластными политическими партиями, хоть и с коммунистами.
К сожалению, никакие СМИ тоже не становятся примирителями. Несколько передернув слова проповеди екатеринбургского митрополита Кирилла, все солидные либеральные СМИ под копирку написали, что уральский иерарх«сравнил протесты против храма с расстрелом царской семьи». Хотя митрополит сказал своей пастве вовсе не о том, что эти деяния равны, а что снова провокация против церкви разыгрывается в нашем городе. И добавил, что протестующие – «наши братья и наши дети». Может, это стоило вынести в заголовки, а не продолжать традиции советских обозревателей, прозванных в прошлом веке в Европе и США «королями помоек» за умение выбирать в свои сводки всякую дрянь?
Все это – и разрисованные куполами ограждения набережной Исети, и вызовы протестующих в ФСБ для беседы, и попытки взлома журналистских аккаунтов Telegram – слишком напоминает провокацию времён НКВД, имеющую привязку к новым условиям.
Реакция церковных деятелей звучит порой так задиристо, что хочется спросить: на чьей они-то стороне? Так пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков усомнился, что «русские люди в здравом уме могут противиться строительству храмов», а также почему-то «мечетей и синагог»(?). Ну и разговор о том, что РПЦ открывает по три храма в день, что недавно открыли храм в Страсбурге и вот-вот откроем в Швеции, на Кипре и в США, по-моему, стоило отложить до лучших времен, которые, верю, настанут.
Ну и самое главное об открытии храмов, особенно больших соборов. Пока они строятся и содержатся не на деньги прихожан, РПЦ всё больше и больше увязает в долгах материальных и моральных перед государством, олигархами, политиками, так и не получив долгожданной свободы после советского плена, теряя, как говорил академик Сергей Сергеевич Аверинцев, авторитет, накопленный не нами, нынешними христианами, а теми, кто страдал за веру и церковь в лагерях и тюрьмах.
Именно поэтому хочется, чтобы екатеринбургский бунт против строительства храма стал сигналом к отрезвлению в отношениях церкви с властью и скорейшему поиску мирного диалога. Начавшиеся общественные слушания по этому вопросу в мэрии Екатеринбурга дают для этих надежд некоторый повод. Посмотрим, как отреагирует на эти события открывающийся завтра Синод.
Новости короткой строкой
Неподалеку от Екатеринбурга на Малышевском месторождении в шахте на глубине 260 метров найден зелёный изумруд весом 1,6 килограмм, который оценивается в 32 миллиона рублей.
Впервые по статье 210.1 УК РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии) взят под стражу «вор в законе» в Томске. Хотелось бы избавиться от воровства, но преступление «высшее положение в преступной иерархии» само, похоже, из разряда «по понятиям», а наказание за него от года до пожизненного.
Еще труднее стало получить оправдательный приговор в российских судах, теперь процент оправданных – 0,25%, а годом раньше был 0,3%.
Минэкономразвития опубликовало законопроект о запрете предоставлять третьим лицам сведения из Единого государственного реестра недвижимости. Это не только удар по всему рынку недвижимости, но и по антикоррупционным расследованиям.
Сборные России по футболу в прошлом сезоне потратили вдвое больше средств, чем закладывалось в их огромный бюджет: 2,4 миллиарда рублей вместо 1,2 миллиарда.
Из международных новостей
Новый президент Украины Владимир Зеленский вернул гражданство Украины бывшему губернатору Одесской области Михаилу Саакашвили, а против Петра Порошенко открыто пятое уголовное дело с момента прекращения его президентства.
Спецназ Косово вторгся в районы, населенные сербами, заявив свои действия как операцию по борьбе с оргпреступностью. Армия и спецназ МВД Сербии приведены в полную боевую готовность.