Христианские корни еврейского сионизма
После изгнания евреев из Палестины римским императором Адрианом в конце восстания Бар-Кохбы в первой половине II века большую часть населения территории бывшего Израиля составляли арабы. К началу XIX века из 300 тысяч жителей Палестины численность евреев не превышала пяти тысяч. Ситуация начинает меняться с начала XX века, когда сионистское движение нашло поддержку в лице британских властей. В первой половине XX века осуществляется мощный приток евреев в Палестину. Тем не менее к моменту создания израильского государства евреев в два раза меньше, чем палестинцев (600 тысяч и 1,3 млн соответственно).
Согласно израильскому историку Илану Паппе, сионистское движение среди евреев стало следствием христианского сионистского движения, возникшего в Англии. По мнению учёного, христианский сионизм носил антисемитский характер, потому что евангельские христиане, способствуя возвращению евреев в Палестину, хотели тем самым приблизить конец света и второе пришествие Христа, которое, согласно их трактовке Писания, должно сопровождаться возвращением евреев в землю обетованную. Возвращение евреев, возрождение храма – всё это было признаками прихода антихриста, что предшествовало второму пришествию. Помимо этого, британское правительство преследовало и вполне светские цели. Англичанам нужно было государство, сдерживающее арабский восток, которое будет неизбежно усиливаться после падения Османской империи, через это решался и вопрос с расселением евреев, так как принимать растущую еврейскую диаспору в Британии у английских политиков не было никакого желания. Британцы опасались, что именно к ним могут хлынуть евреи, убегая от последствий Великой войны и гражданской на территории бывшей Российской империи. Ирландский политик Ричард Бойд Баррет рассказывает, что британские генералы и политики, которые осуществляли колониальную политику в Ирландии, в частности, пытались подавить ирландское движение за независимость в 1919–1921 годах, участвовали и в создании подмандатной Палестины. С палестинцами, говорит Баррет, англичане обращались примерно так же жестоко, как с ирландцами.
Как изгнанные стали гонителями
Началом официального осуществления сионистского проекта можно считать Декларацию Бальфура от 2 ноября 1917 года, в которой говорилось о «создании в Палестине национального очага для еврейского народа». Палестинцы резко негативно оценивают этот документ, считая его предательством со стороны англичан, обещавших им своё национальное государство. После утверждения декларации как основания будущего государства Израиля в Палестине произошёл еврейский погром, в результате которого погибло 5 евреев и было ранено около 200. Со стороны арабов погибло 4 человека и было ранено 53 человека – в основном от пуль британских войск, пытавшихся защитить евреев.
Несмотря на погром, приток евреев в Палестину в 1920–1930 годах только увеличился. Они скупали землю у крупных арабов-землевладельцев, которые, как правило, проживали за пределами Палестины. Крестьяне, жившие на этой земле, обычно изгонялись, и она заселялась евреями. Это привело к резкому подорожанию земель, сокращению посевных площадей, стремительному росту безработицы и бедности. Все эти факторы провоцировали арабские восстания, которые подавлялись британскими войсками и еврейскими вооружёнными формированиями. Британская комиссия после расследования всех восстаний рекомендовала снизить миграционный поток и ограничить продажу палестинских земель евреям. Но ни одна из этих рекомендаций не была выполнена.
Согласно резолюции ООН 1947 года, в Палестине должно было появиться два государства: израильское и палестинское. Арабские государства отвергли эту резолюцию, так как она предлагала слишком неравные условия для двух сторон. Евреям, которые составляли на тот момент меньшинство и занимали 7% территории Палестины, предлагали 56% территории, 45% населения которой были арабы. Палестинцам выделялось 45% территории, большая часть которой была непригодна для земледелия, при том что они представляли коренное население. 15 мая 1948 года Лига арабских государств начинает войну с Израилем. В результате этой войны евреи захватывают 80% территории Палестины. С этих территорий изгоняются 90% населения – около 750 тысяч человек. 240–250 тысяч из них перебираются на территорию сектора Газа. Современные жители Газы – потомки беженцев того периода.
По мнению израильского историка Илана Паппе, изгнание 750 тысяч арабов было намеренной политикой израильских властей. Об этом он пишет в своей книге «Этническая чистка Палестины». Историк утверждает, что этот план осуществлялся путём систематического изгнания арабов из 500 деревень и серией террористических атак на арабские населённые пункты. Израильские власти отвергают какой-либо преднамеренный план по изгнанию арабов, утверждая, что это было массовое добровольное переселение палестинцев, оставление ими своих домов из-за военных действий. Официальная израильская история отрицает политику намеренного изгнания палестинцев, признавая лишь отдельные случаи насильственной депортации. Очередное изгнание на этот раз 300 тысяч палестинцев происходит в результате Шестидневной войны 1967 года между Израилем и арабскими государствами. Израиль захватывает новые территории, которые до сих пор имеют статус оккупированных.
Стоит немного сказать об Илане Паппе, израильском учёном с мировым именем. Илан Паппе был профессором Хайфского университета, который поддерживается государством Израиль. После публикации своей книги об этнических чистках в 2006 году историк начинает получать много анонимных угроз. Надо отметить, что до написания этой книги он написал другую – «История современной Палестины – одна земля, два народа», в которой он отрицал необходимость существования израильского государства. Также Паппе поддержал бойкот Израиля и израильских учёных со стороны Британской академии из-за политики апартеида. С 2005-го по 2006 год историк получает угрозы, в одной из ведущих израильских газет появляется его фото с мишенью, а журналист написал, что хотя он не призывает к убийству учёного, но не удивится, если это кто-то сделает. В 2007 году профессору Илану Паппе из соображений безопасности и невозможности нормально работать в Израиле приходится перебраться в Англию.
Теракты израильских спецслужб
Уже в 1950-х израильские службы провели в Ираке и Египте операции, которые принято называть false flag («под ложным флагом» (англ.). – «Стол»). Подобные операции проводятся с целью дискредитировать врага и возложить на него ответственность за какое-то преступление. Как утверждает другой израильский историк Ави Шлейм, в Ираке радикальные сионисты провели ряд терактов, жертвами которых были иракские евреи. Целью сионистов было вынудить еврейскую диаспору – около 129 тысяч человек – переехать в Израиль. В одном из терактов в синагогу была брошена бомба, в результате погибло 4 еврея, многие были ранены. Руководил экстремистами (по утверждению историка, который лично встречался с бывшими членами радикальной сионистской группировки) агент израильских спецслужб.
Гораздо более широкий резонанс имело «Дело Лавона», когда израильские спецслужбы планировали цепь терактов в Египте, операцию «Сюзанна», целями которой были британские и американские гражданские объекты: кинотеатры, рестораны, образовательные центры и так далее. Таким образом Израиль хотел настроить Запад против Египта. К счастью, пострадавших от взрывов не было, но шпионская группа была раскрыта и арестована египетскими властями. В результате 4 израильских агента погибли, двое покончили жизнь самоубийством после захвата, двое были казнены. Инцидент был назван в честь израильского министра обороны Пинхаса Лавона, которому после провала операции пришлось уйти в отставку. Израиль до 2005 года отрицал причастность ко всей этой истории, но в 2005 году выжившие агенты президентом Израиля были награждены медалями.
Оккупация и апартеид
После Шестидневной войны ООН принимает резолюцию 242, в которой содержится призыв к Израилю вывести войска из оккупированных территорий, требование установления мира и урегулирования вопроса беженцев. Израиль и арабские страны по-разному трактуют эту резолюцию. Арабы отказываются заключать мир с Израилем и признавать его как государство, покуда он не освободит захваченные территории, израильтяне требуют признания своего государства и только после этого готовы рассмотреть вопрос освобождения оккупированной территории.
В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой говорится о «праве палестинцев на самоопределение без внешнего вмешательства, право на национальную независимость и суверенитет и право вернуться в свои дома и к своему имуществу». В 1976 году Совет безопасности ООН принимает резолюцию о создании двух государств, Организация освобождения Палестины высказывается о готовности принять эту резолюция по крайней мере как временную меру на первом этапе (ООП). Но на эту резолюцию накладывает вето США. Хотя Вашингтон официально поддерживает идею двух государств, но заявляет, что данная резолюция может быть утверждена только после согласования границ двух государств.
В 1975 году при ООН был создан Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа, который в следующем году опубликовал два набора рекомендаций: одна касалась права палестинцев на возвращение в свои земли, другая – права на самоопределение и суверенитет, но Совет безопасности в очередной раз не принял эти рекомендации, так как их снова заблокировали США. В 1975 году ООН принимает резолюцию 3379, где Израиль объявляется государством, практикующим политику апартеида, а сионизм именуется формой расизма и расовой дискриминации.
Таким образом, по крайней мере с войны 1967 года мы видим, что Израиль фактически не поддерживает решение о двух государствах и вся его политика направлена на постепенное выдавливание арабов из региона и постепенный захват большего количества земель. США, которые являются главным союзником Израиля, хотя высказываются за идею двух государств, фактически поддерживают все действия и решения Израиля.
Палестинское сопротивление
В последующие 20 лет израильская оккупация сектора Газа, которая сопровождалась продолжением постепенной аннексии арабских земель, сносом арабских домов, убийствами мирных арабов, избиениями, незаконными арестами и проч., привела к Первой интифаде (арабское освободительное движение или восстание против того или иного правления. – «Стол») 1987 года. Арабские протесты выражались как мирными протестами, так и использованием камней и коктейлей Молотова. Одной из причин Первой интифады было также заявление некоторыми израильскими политиками о планах депортации всех арабов с оккупированных территорий.
Израиль очень жёстко отвечал на массовые протесты. Только за первый год интифады было убито 142 палестинца при отсутствии убитых среди израильтян. Из них 77 человек были застрелены, 37 умерли от отравления слезоточивым газом, 17 были забиты до смерти израильской полицией и солдатами. Израильтяне проводили политику насильственной депортации палестинцев. За весь шестилетний период было убито около 1200 палестинцев. Израильтян, главным образом солдат и полицейских, погибло 179 человек, 3200 было ранено. Шведское отделение организации «Спасите детей» установило, что от 23600 до 29300 детей нуждались в медицинской помощи вследствие травм, полученных от действий израильских силовиков.
ООН выпустила резолюцию 672, осуждающую депортацию палестинцев, большинство государств Генеральной ассамблеи ООН осудили действия Израиля в результате Первой интифады. Израиль проигнорировал все рекомендации и резолюции ООН. Тогда в 1989 году ООН выпускает резолюцию, осуждающую Израиль за игнорирование предыдущих резолюций и нарушение IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, но эта инициатива в очередной раз блокируется США. В 1990 году Израиль открыто заявляет, что не будет подчиняться резолюции 672, отказывает комиссии ООН в расследовании случаев насилия со стороны израильской армии и полиции по отношению к палестинцам.
Шанс на освобождение
В 1988 году Ясир Арафат (лидер движения ФАТХ и председатель исполкома Организации освобождения Палестины с 1969 года) объявил о признании права Израиля на существование и отказался от ведения террористической деятельности, что позволило начать мирный процесс. В начале 1990-х в Израиле к власти после некоторого перерыва, когда правящей партией была правая Ликуд, снова приходят левые и впервые в истории начинаются переговоры между палестинцами и израильтянами. Одним из условий для вступления в переговоры со стороны Израиля было снятие резолюции ООН, в котором Израиль обвинялся в политике апартеида. Результатом этих переговоров стало создание Палестинской национальной администрации (ПНА), признание палестинцами и израильтянами друг друга как политических субъектов. Были сделаны первые шаги в сторону появления первого государства. Со стороны Израиля главными участниками переговорного процесса были Шимон Перес и Ицхак Рабин, со стороны Палестины – Ясир Арафат и Махмуд Аббас.
Данные соглашения вызвали резко негативную реакцию радикалов с обеих сторон. Правительство Ицхака Рабина критиковали правые в Израиле, в конце концов его убивает правый радикал. В Палестине какие-либо соглашения с Израилем отвергают радикальные группировки ХАМАС, Исламский джихад и другие, которые продолжают террористическую деятельность против Израиля. Из них самой сильной группировкой является ХАМАС.
Израиль – спонсор радикального ислама
По мнению многих учёных и экспертов, ХАМАС с самого начала получал поддержку от государства Израиль для борьбы с ООП (Организация освобождения Палестины). В то время как в начале 1990-х ООП отказывается от террористических методов борьбы за независимость Палестины, ХАМАС их активно вводит в свою практику. Бывший чиновник отдела по борьбе с терроризмом Государственного департамента США Ларри Джонсон говорил, что Израиль «делает больше для того, чтобы спровоцировать и поддержать терроризм, чем для того, чтобы сдержать его». Тони Кордесман, аналитик Центра стратегических и международных исследований в США, утверждает, что израильские власти использовали радикальных исламистов из ХАМАС как противовес большей частью светской ООП.
В статье «The wall street journal» 2009 года, написанной по итогам израильской операции «Литой свинец», говорится, что основатель ХАМАС шейх Ясин очень благосклонно был воспринят израильскими властями в начале своей публичной деятельности, они финансировали создание исламского университета, который стал главным рассадником радикального исламизма. В статье приводятся слова бригадного генерала Ицхака Сегева, бывшего в 1979 году губернатором сектора Газа. Он рассказывал, что главным врагом и Израиля, и шейха была ООП. У Ицхака Сегева были частые контакты с шейхом, однажды он даже организовал ему поездку в Израиль на лечение.
В 1980-х начинаются кровавые столкновения между исламистами и сторонниками ООП, израильтяне предпочитают не вмешиваться в конфликты. В 1984 году ФАТХ (партия, входящая в ООП) сообщила израильтянам об оружии в мечети, которое принадлежало сторонникам шейха Ясина. Арестованный шейх сказал, что это оружие предназначалось для борьбы с ФАТХ, после чего его отпустили.
Власти Израиля отрицают какую-либо поддержку ХАМАС в прошлом, обвиняя Иран в спонсорстве этой организации.
Мы видим, что Израиль с самого своего появления начал вести жёсткую колониальную политику по отношению к местному населению, захватывая его земли, делая изгнанниками, проводя репрессивную политику, сопровождающуюся этническими чистками, убийствами, изгнаниями и депортациями. Мировое сообщество полагает лучшим решением в данной ситуации создание Палестинского государства, но активно поддерживаемый США Израиль явно противится этому намерению, и ему всё сходит с рук. Всё это приводит к Первой интифаде, к восстанию палестинцев против оккупационных властей. Восстание жестоко подавляется. Но в 1990-х начинаются переговоры, появляется надежда на освобождение арабов от оккупации, создаётся палестинская администрация, но дальше дело не идёт. В Палестине активизируется ХАМАС, изначально поддержанный Израилем как противовес ООП и ФАТХ, но потом, как это часто бывает, вышедший из под контроля. Левого премьер-министра, пожавшего руку Ясиру Арафату, убивает правый израильский экстремист. В 2000-х в Израиле впервые надолго к власти приходят правые, а в секторе Газа власть захватывает ХАМАС, у которого с Ликудом есть одно общее убеждение: они против двух государств в Палестине.
О том, как развивалась оккупация Израилем палестинских территорий, о продолжении борьбы палестинцев за независимость и свободу мы поговорим в следующей статье.