А кто они, эти чайлдфри?

В СМИ и в обществе активно обсуждают законоинициативу по запрету пропаганды «чайлдфри». Это сложно бьётся с расширением доктрины об использованием ядерного оружия, но рифмуется с общим трендом на улучшения демографической ситуации в стране  

Фото: Chewy / Unsplash

Фото: Chewy / Unsplash

О чайлдфри у нас спорят давно и с жаром. Уверяют, что всё зло, все провалы по части демографии от них. Говорят, есть даже целое движение, чуть ли не секта. Пугают, что, если это безобразие не пресечь, ждёт наше общество неминуемое разложение и вообще конец цивилизации. И вот от слов перешли к делу. Госдума рассматривает законопроект о запрете пропаганды бездетности. Текст документа пока недоступен, но депутаты рассказывают, что нарушителей ждут внушительные штрафы, а то и выдворение из России. Меж тем по-прежнему непонятно, на каких именно ведьм объявили охоту, как они выглядят, что декларируют, и кто возглавляет их разрушительную организацию.  

Казалось бы, в чём проблема? Есть люди, которые не хотят быть родителями. Это их личный выбор. Выбор этот продиктован самыми разными соображениями. Одним страшно брать на себя ответственность. Другие осознают, что они и не созданы для воспитания детей. Третьи считают, что у них нет условий для создания большой семьи: нет денег, жилья, здоровья. Ощущения, из которых судят люди, могут быть сколько угодно субъективными, но это ничего не меняет: каждый волен сам решать, как прожить свою единственную жизнь, если он при этом не вредит окружающим.

Нам же пытаются внушить мысль, что граждане, отказывающиеся от детей, именно что вредят обществу. Но как? Не участвуют, противные, в росте народонаселения? Так это, к счастью, дело добровольное (пока). Других заставляют следовать их примеру? Да вроде бы тоже нет. Это я как многодетная мать говорю, то есть вроде бы представитель противоположного лагеря – даром, что никаких лагерей нет. Вот ответственно вам заявляю: при формировании моих личных взглядов, касающихся семьи и детей, никто никакого тлетворного влияния на меня не оказывал. Да и сейчас бездетные жить мне никак не мешают.

Да, есть странные персонажи, которые плюются в сторону детных, обзывают женщин, выбравших материнство, то «овуляшками», то «рожалками», а какими эпитетами они припечатывают детей, того и цитировать нельзя. Хамства ещё очень много. Особенно в интернете, где сохраняется иллюзия анонимности. И больных на голову в буквальном смысле, к сожалению, тоже хватает. Но ведь есть хейт и с обратной стороны. Достаточно вспомнить небезызвестного многодетного отца, поставившего на поток выращивание «вундеркиндов». У него ведь все, кто не производит как приговорённый по ребенку каждый год, сплошь какие-то загадочные «котлетоиды», абортницы и «фемкомусор». Да, безусловно, надо в обществе как-то налаживать здоровую коммуникацию, культуру среди людей подтягивать и вообще делать что-то, чтобы народ не зверел. Вполне допускаю, что не пряниками едиными воспитывается человек разумный, но так ведь и инструментов, в том числе и правовых, у нас более чем достаточно. То, что они не очень-то работают, это другой вопрос. Но зачем новый огород-то городить? Сколько уж у нас этих законов, запрещающих то одно, то другое!

И формулировки-то, главное, какие! Порицается «пропаганда осознанного отказа от деторождения». А что ей противопоставлено тогда? Агитация за бессознательное размножение, что ли? Ведь так получается. Вот человек, задумавшись о семье, решил, значит, ответственно подойти к делу: проанализировал свои возможности, прикинул перспективу, оценил риски и сделал вывод, что дети ему пока не по силам. Это, говорят, ещё ничего, ладно. А вот если гражданин со своими выводами пойдет в общественное какое пространство, то это получается уже пропаганда. Хотя почему бы человеку и не поделиться своей, может быть, болью, почему бы не объяснить, отчего его выбор таков. Это ведь наоборот полезно для понимания ситуации.

Но понимать, кажется, никто ничего не хочет. Главное – найти врага. Убедить, что враг силен и коварен, что он повсюду и управляется кем-то очень влиятельным непременно из-за рубежа. Что ж, это действительно увлекательная конспирологическая игра.

Давайте, что ли, тоже поиграем. У идеологов с загнивающего запада тут, понятно, должны быть свои верные агенты. Возможно, самое время их разоблачить. Подумать, нет ли их, например, в Центробанке, задравшем ключевую ставку настолько, что семьи не могут больше решить жилищный вопрос даже в кредит. А, может, посредники идеологии бездетности засели в строительной сфере? Иначе как объяснить, что две трети квартир в строящемся жилье – это студии и однушки? А в Министерстве труда не затаились ли диверсанты? У нас куча народу перерабатывает, бюджетники сплошь на 1,5-2 ставках пашут – люди не то, что детей воспитывать, жить не успевают, а в ответственных ведомствах никто и бровью не ведет. А социальную сферу не захватили супостаты? Школ и поликлиник не хватает, врачам и учителям не дают нормально работать. А о том, что государство не просило никого рожать, кто говорил, не припомните?

Интересно, если написать, что в существующих условиях среднестатистическому россиянину реализовать себя в родительстве крайне трудно, это уже пропаганда бездетности или ещё нет? А ведь большинство из тех, кого часто относят у нас к чайлдфри, – это люди, всего лишь говорящие о трудностях материнства и отцовства. Я и сама об этом говорю. Это просто честно. Выходит, я чайлдфри с тремя детьми?

Дети – это счастье, но это счастье никому не даётся даром. Да что дети, у нас, по разным данным, от четверти до трети россиян даже питомца завести не могут из-за нехватки времени на уход. Или на собаку или кошку ещё хватает ресурса (нужна ведь человеку – живая душа), а на детей – нет. Такое, впрочем, тоже чиновниками осуждается: предлагали ведь как-то и животных бездетным запретить заводить, чтоб не уклонялись от главных государственных задач. А люди уклоняются, да: быть статистической единицей, материалом для отчетов сегодня мало кому хочется, хотя по человеческому теплу тоскуют всё ещё многие.

Как бы объяснить это нашим законотворцам? Никак. Ну пусть тогда хоть Пескова слушают, который объявил, что в России должно исчезнуть всё, что мешает повышению рождаемости. Пусть и правда работают в этом направлении: запрещают и отменяют бедность, несправедливость, тревогу за будущее. Могут даже новые законы придумать.

Читайте также