В школах началась третья четверть. Самая долгая, самая трудная. И не каждая птица долетит до середины Днепра. Весной в школе наиболее актуальной становится проблема текучки. Нет, не только кадров – хотя многие педагоги именно в этот период решают, что в мае они точно уволятся, а некоторые окончательно ломаются уже в марте-апреле и уходят, даже не дожидаясь окончания учебного года. Но сейчас речь о другом. Точнее, о других. Ведь уходят дети. Их родители забирают документы. Кто-то громко и нервно, кто-то тихо и обречённо. Но куда исчезают дети? Как и почему?
Конечно, никто не привязан к месту. Бывает, что семьи переезжают, соответственно, меняют школу. Случаются, увы, проблемы со здоровьем, тогда дети переходят на домашнее обучение. Или кто-то идёт на повышение: ученики из общеобразовательных учреждений поступают в хорошие гимназии или частные лицеи. А другие, окончательно разочаровавшись в системе образования, выбирают семейное обучение. Это понятные истории. Но речь, опять-таки, не о них. Речь о детях, мигрирующих из школы в школу в пределах одного района, о подростках, которые за три года могут сменить пять школ, никуда не переезжая. Что за необходимость такая? Что за охота к перемене мест?
Но в том-то и беда, что никакой охоты ни у кого нет. Ситуация вынужденная. В водоворот смены школ попадают так называемые «проблемные дети»: дети из неблагополучных семей, дети с девиантным поведением, которое и не думает никто корректировать, дети с ментальными нарушениями, не получающие помощь специалистов. Таких детей, увы, много. Больше, чем это допускается системой образования с её формализмом и ориентацией на красивые показатели.
С точки зрения бюрократии, 7–10 школьников, поставленных на внутришкольный учёт, – уже критично много, 3–4 подростка, оказавшихся на учёте ещё и в ПДН или органах опеки, – вообще катастрофа. С такими «вопиющими» цифрами заведение может пролететь мимо всех рейтингов, а то и вовсе попасть в чёрный список, получив клеймо социально-неблагополучной школы с различными вариациями типа ШНОР (школа с низкими образовательными результатами) или ШВУД (школа с высоким уровнем девиации). И если вы думаете, что учреждение заносят в специальные списки, чтобы оказать администрации, службе сопровождения и педсоставу помощь в работе с трудными детьми, то вы думаете так зря.