Митрополита Евлогия (Георгиевского) поддержала значительная часть его паствы. Владыка, приехав на съезд французского отделения РСХД, который проходил с 19 по 26 июля 1926 года, подробно рассказал о своей поездке на Архиерейский собор. Члены Движения оказали безоговорочную поддержку позиции митрополита, а секретарь РСХД Николай Зёрнов написал митр. Антонию (Храповицкому) письмо как председателю собора, в котором делился рассуждениями и задавал недоумённые вопросы. Письма заканчивались почтительной подписью: «Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь послушником Вашим, недостойный чтец Николай Зёрнов».
Митрополит Антоний написал ответное письмо членам РСХД, в котором говорил о постановлении собора, «что никакого стеснительного характера ни в отношении к православным студентам, ни в отношении к Правлению общества YMCA оно не имеет». Владыка объяснял свою позицию вполне последовательно: у него давний опыт общения с представителями ИМКА Кульманом и Лоури, которых он называл друзьями, да и саму молодёжь он знал как верных, преданных членов Православия. Митрополит Антоний трактовал постановления Архиерейского собора, расширяя его до крайней степени и фактически сводя на нет:
Он (Архиерейский собор. – У.Г.) не воспретил своим пасомым состоять членами общества YMCA, а не одобрил только их пребывания под его духовным руководством как учреждения, хотя и христианского, но интерконфессионального.
Далее митр. Антоний писал, что собор не запретил ни работу в ИМКА, ни участие в его издательствах, в которых он также принимал участие, «так как никакой противоправославной пропаганды я не встречал за последние 4−5 лет ни в изданиях Общества, ни в субсидируемом им Парижском богословском институте, ни в отношении его к русским молодым людям». По отношению к секретарям ИМКА Кульману, Лаури и др. митр. Антоний высказался определенно:
Открыто признаю их друзьями Православной церкви и веры, которых влияние на русских студентов может быть для нас только отрадным.
Положение РСХД в связи с постановлениями Архиерейского собора немедленно было обсуждено с митр. Евлогием. Секретари Движения Л.Н. Липеровский и Н.М. Зёрнов после беседы с владыкой составили письмо членам Движения, в котором сообщали им, что «Владыка считает резолюцию собора, касающуюся Движения, недоразумением и вновь даёт своё архипастырское благословение на дальнейшую работу Движения».
Обсуждение вопроса о подчинении РСХД церковной власти было продолжено на IV общем съезде РСХД (проходил в Бьервиле (Франция) с 30 августа по 5 сентября 1926 года. – «Стол»), самым главным событием которого стала острая дискуссия, возникшая вокруг доклада П. Лопухина, представителя белградского братства. Предложение Лопухина пересмотреть отношение Движения к церковной иерархии и перейти каждому отделению РСХД под непосредственное подчинение местного епископа означало не только раскол в самом Движении, но скорее коренной пересмотр его оснований. Собственно говоря, Лопухин так и предлагал: Движение должно стать православным, изменить свою структуру и название («христианский» на «православный», «Союз православных братств и кружков»), чётко определить свою деятельность и место в церкви.
Неформальное описание Бьервильского съезда и полемики вокруг доклада П. Лопухина можно найти в поэме Юрия Степанова, делегата от Болгарского кружка РСХД.
…И кончил Лопухин. Мгновенье, –
И вспыхнул бой, Бьервильский бой!
Открыл Бердяев наступленье
Артиллерийскою пальбой,
За ним французы, словно тучи,
Рванулись в пагубную сечь,
И обнажил Белград могучий
Стальной свой богатырский меч;
Но под огнём трескучих фраз
Держался стойко Монпарнас.
Обсуждение доклада Лопухина было действительно бурным: оно вызвало острую дискуссию, в которой участвовали и руководители, и члены Движения. Первым выступил Н.А. Бердяев, который говорил о творческом характере Движения, о том, что православие даёт большую свободу в отношениях с церковной властью (в отличие от Католической церкви), о необходимости поиска новых форм жизни Православной церкви. Последующие ораторы говорили о том, что Движение, имея реальную духовную связь с иерархами и пастырями церкви, зафиксированную в богослужении на съездах и постоянном общении кружков с православным священством, является православным по духу (проф. Коринчевский). В.В. Зеньковский отмечал, что в определении отношений Движения и иерархии есть проблемы, они важны с исторической точки зрения, и необходимо терпеливо искать формулировки, касающиеся этих проблем, Движение только начинает этот путь. Предложение белградского братства изменить название организации на «Союз православных братств и кружков» встретило обоснованную критику, поскольку понятие «христианское» отражало сущность Движения, сам предмет веры, а «православное» означает лишь «правоверное». Отец Сергий Булгаков высказал своё авторитетное мнение: «Не надо нам, православным, стыдиться имени Христа, которое носит Движение». Название Движения было решено оставить прежним.
Сергий Булгаков. Фото: общественное достояние
Несколько позже П.С. Лопухин снова пытался высказать свою позицию об отношении РСХД к иерархии и его месте в церкви в статье, опубликованной в журнале «Путь». Однако было понятно, что он озвучивал другое понимание идеи церковности, отличное от такового в РСХД. Всё это привело к выходу белградского братства Серафима Саровского из состава Движения, о чём братство сообщило в письме к общему съезду 1927 года.
Возвращаясь к Четвёртому съезду, нужно отметить, что от его имени были отправлены письма епископам, ответы которых выражают их исключительно благосклонное отношение к РСХД: так, архиеп. Анастасий (Грибановский) и архиеп. Серафим (Лукьянов), в то время служившие, соответственно, в Иерусалиме и в Лондоне, тепло благодарят за приветствие и преподают своё благословение, отмечая то большое значение, которое РСХД имеет для православной церкви в то непростое время.
…«Изменение своего суждения» произошло, но уже после окончания Второй мировой войны, в 1949 году, когда Архиерейский собор РПЦЗ и постановил:
Разрешить чадам Русской православной церкви за границей участие в русском Христианском союзе молодых людей, благословляя этот Союз на работу по воспитанию в своих членах преданности Православной церкви, изучению Св. Писания и учения св. Церкви и на всякую иную религиозную работу, согласную с этим учением.
В 1927−1930 годах нарастал другой внутрицерковный конфликт – между митр. Евлогием и митр. Сергием (Страгородским). В феврале 1930 года в условиях жёстких гонений на церковь в Советском Союзе митр. Сергий дал интервью для печати, где заявлялось, что гонений на верующих нет. Русские эмигранты были чрезвычайно возмущены лживым заявлением, а митр. Евлогий по приглашению архиепископа Кентерберийского совершил поездку в Англию для участия в молитве о страждущей Русской церкви. Выступления митр. Евлогия были расценены советскими властями как политические выступления и призыв к протесту против СССР; митр. Сергий издал указ об увольнении митр. Евлогия от управления западноевропейскими приходами. Ответ митр. Евлогия был опубликован в «Вестнике РСХД» вместе с текстом беседы владыки с членами Движения на общем съезде РСХД. Митрополит Евлогий, не согласившись с указом митр. Сергия, перешёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата – среди «евлогианских» приходов последовало очередное разделение: большинство клира и паствы вместе митр. Евлогием перешли под Константинополь, а часть осталась в юрисдикции Московского патриархата.
Церковные разделения, конечно же, отражались и на РСХД. Изменение отношений митр. Евлогия с Москвой обсуждалось на местном съезде Движения во Франции в Клермоне (13−21 июля 1930 года). Руководители и члены Движения стремились сохранить единство Движения, при этом оставляя право свободного выбора для всех его членов. Значительная часть движенцев примкнула к митр. Евлогию, но в Московской патриархии остался И.А. Лаговский, не выходя при этом из Движения, и еп. Вениамин (Федченков), который решил покинуть Движение. Положение РСХД осложнилось тем, что его кружки и региональные отделения, находясь в разных епархиях, оказались в разных юрисдикциях (митр. Евлогий, РПЦЗ, МП). Тем не менее Движение сохраняло внутреннее единство, хотя это и создавало дополнительную трудность в определении его канонического места в Православной церкви.
Настороженное, подозрительное отношение к РСХД со стороны священства и мирян сохранялось на протяжении долгих лет. Православное духовенство и епископат, стоявшие близко к Движению, полностью принимали и поддерживали его, но многие священники, далёкие от Движения, относились к его деятельности в лучшем случае нейтрально. Николай Зёрнов, став секретарём РСХД, активно искал поддержки духовенства и столкнулся не только с непониманием целей Движения или неприязнью к новым формам православных кружков молодёжи, но, что было для него особенно удивительным, отсутствием у священников осознания религиозного кризиса:
Несмотря на все уроки революции, они продолжали жить в условиях прежней России, где принадлежность к Церкви редко возбуждала какие-нибудь вопросы.
Ему приходилось сталкиваться и с недоброжелательностью мирян. Левые круги русской эмиграции относились к Православной церкви как к исключительно консервативной силе и оплоту реакции. Для правых кругов формальное сходство кружков РСХД с протестантскими кружками, как и сама связь с протестантскими организациями, часто служили поводом для обвинения в отходе РСХД от православия, а символ ИМКА в виде красного треугольника виделся масонской эмблемой. Подозревая РСХД в контактах с иностранцами, происках масонов, правые относились с недоверием к РСХД, особенно к помощи, оказываемой иностранцами, и видели в этом зависимость Движения от врагов православной России:
С особой неприязнью относились к нам члены Высшего Монархического Совета, считавшие самодержавие и Православие неразрывно связанными друг с другом. В их глазах мы были жидомасонами, предателями Церкви, лицами, продавшимися американцам. Для них Бердяев был большевик, только прикрывавшийся именем христианина, Булгаков – опасный еретик.
Зёрнова поражало удивительное сходство в подходах крайне правых и крайне левых:
У них было то же желание морально замарать своего идеологического противника, обвинив его в продажности (и непременно американцам), та же смесь самоуверенности, невежества и клеветы.
В начале 1930-х годов в среде православного духовенства во Франции на собраниях священства и в епархиальной прессе развернулась дискуссия о каноническом положении РСХД и его связи с протестантскими организациями. Квинтэссенция этой дискуссии отражается в статье прот. Григория Ломако, который, признавая в целом церковность РСХД, а его деятельность считая благотворной для Православной церкви, считал, что Движение «корнями своими уходит за пределы церковной ограды». Ломако снова высказывал сомнение в том, возможно ли осуществление деятельности Движения «вне и без архиерейской благодати», т. е. без связи с какой-либо епархией или с какой-либо поместной церковью.
Обсуждение этой темы привело к тому, что в 1933 году специально по поводу РСХД было проведено заседание Епархиального собрания в Париже с приглашением председателя РСХД В.В. Зеньковского и духовника РСХД прот. Сергия Четверикова. Основными вопросами к руководителям РСХД оставались неоформленные связи Движения с церковной иерархией, а также тесное сотрудничество с протестантскими организациями, некоторые священники задавали вопросы о связи нынешнего Движения с дореволюционным РСХД и о негативном отношении к последнему. Нужно отметить, что епархиальное собрание проходило в свободной и открытой обстановке, была возможность всем священникам задать любые вопросы и выразить любые сомнения, а руководителям Движения дать на них полные ответы.
Отвечая на поставленный на епархиальном собрании вопрос о каноническом положении РСХД и о его связи с епископатом, прот. Сергий Четвериков, как и в своих публикациях, обратил внимание на то, что особенностью Движения является его распространение по территориям многих государств и поместных церквей, поэтому обычное административное подчинение церкви невозможно. По мнению о. Сергия, Движение «должно быть связано с Нею каким-то иным, более глубоким и духовным способом, не лишающим его возможности широкой инициативы и свободы деятельности, с одной стороны, и вместе с тем подчиняющим его наблюдению, контролю и руководству церковной власти, с другой стороны. Осуществить такое сочетание нелегко, но, помимо его, правильное решение вопроса невозможно». В качестве иллюстрации о. Сергий привёл рассказ о том, что в Болгарии от двух членов Движения, намеченных кандидатами в приходской совет, потребовали подписку о том, что они не состоят в юрисдикции митр. Евлогия.
В.В. Зеньковский так же подробно, по пунктам, ответил на все вопросы священников, в частности сказав, что вопрос о каноническом оформлении Движения очень труден из-за деления юрисдикций. По поводу сотрудничества с инославными Зеньковский отметил, что интерконфессиональный метод, который был камнем преткновения в дореволюционном РСХД, давно оставлен. По вопросу о влиянии со стороны ИМКА Зеньковский сказал, что за все эти 10 лет деятельности Движения протестантские организации не вмешивались в его религиозную жизнь, требуя лишь финансовых отчётов и иногда давая советы по организации лагерей и проч. Однако в задачи Движения входит экуменическая деятельность как знакомство и сближение с другими исповеданиями, которую легче осуществлять людям светским, чем иерархам с их ответственным положением.
В заключение заседания митр. Евлогий снова поддержал Движение, высказав пожелания более тесного взаимодействия священства с ним:
При существующих условиях наиболее целесообразным в каноническом смысле представляется установление канонических отношений с местным епископом. Духовенство должно стать ближе к Движению и оцерковлять его… По отношению к Движению нужно придерживаться правила: не делая ломки его, оцерковлять его. Члены Движения должны привлекаться к приходской работе.