Память митрополита Ионы. Православный календарь  

28 июня отмечается память святителя Ионы – святого чудотворца. Он был первым митрополитом Киевским и всея Руси, утверждённым без санкции Константинополя. И первым митрополитом Московским 

Митрополит Иона. Фото: Государственный историко-культурный музей-заповедник

Митрополит Иона. Фото: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

В 1435 году Москвы достигли страшные новости из Витебска: Герасим, митрополит Киевский и всея Руси, был сожжён на костре литовским князем. Не как мученик за веру собственно, русское духовенство никогда и не признавало бывшего митрополита Смоленского в качестве предстоятеля всей русской церкви, но как государственный изменник. 

Весть о смерти митрополита Герасима вызвала в Москве смешанные чувства. С одной стороны, признавали москвичи или не признавали Герасима дело сугубо внутрицерковное, а вот то, что католики сожгли православного архипастыря как какого-то еретика это было оскорбление всех православных. С другой же стороны, смерть Герасима впервые дала московскому князю шанс поставить во главе митрополии своего человека епископа Рязанского и Муромского Иону, который, согласно единодушному решению Поместного собора, и должен был отправиться на утверждение в Константинополь гораздо раньше покойного Герасима.   

* * *

Интрига закрутилась ещё в 1431 году, когда в Москве умер святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. С клавиатурой преемника в Москве вышла заминка в том же году вспыхнула междоусобная война между князем Московским Василием Васильевичем и его дядей князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем, закончившаяся победой Василия Васильевича. Когда же через год князь и духовенство определились с кандидатом в митрополиты и провели Поместный собор для избрания Ионы своим кандидатом, было уже поздно их опередил князь Литовский Свидригайло Ольгердович. 

Святитель Фотий. Фото: роспись стен церкви Ризположения
Святитель Фотий. Фото: роспись стен церкви Ризположения

Пожалуй, это самый недооцененный персонаж всей русской истории. Жизнь этого князя столь богата авантюрными приключениями и интригами, что Свидригайло мог бы стать героем приключенческого романа в стиле Дюма. Бесконечные войны, заговоры, предательства, взлёты и падения так прошла долгая жизнь младшего сына великого князя литовского Ольгерда, который стал зачинщиком бесконечного кровавого конфликта с родным братом Ягайло, польским королём, и с двоюродным братом Жигимонтом, великим князем литовским.

Но для нас с вами важно только несколько обстоятельств жизни беспокойного Ольгердовича. В 1430 году Свидригайло становится князем литовским. Уже через год он, воспользовавшись паузой при избрании преемника на митрополичий Киевский престол в Москве, отправил епископа Смоленского Герасима в Константинополь для представления последнего в митрополита Киевского и всея Руси. 

Дело в том, что после Кревской унии 1385 года, приведшей к окатоличиванию Литвы и теснейшему политическому союзу с Польским королевством, в Литве было принято законодательство, ограничивающее права православных: например, «Городельская привилея» предписывала назначать на все земские должности только католиков; многие православные церкви было насильно закрыты. Но Свидригайло, до своего воцарения на троне в Литве  служивший наёмником в Москве, решил использовать православных в борьбе за власть. И для этого ему был нужен свой митрополит ведь в то время Смоленск, захваченный Литвой, формально продолжал считаться епархией Киевской (вернее, де-факто уже Московской, ибо Киев в то время лежал в руинах) митрополией. 

Но в сентябре 1432 года против Свидригайло Ольгердовича был организован заговор. Сам Свидригайло поспешно бежал в Полоцк, оставив в руках мятежников даже собственную беременную жену. 

Свидригайло Ольгердович. Фото: общественное достояние
Свидригайло Ольгердович. Фото: общественное достояние

Так в Литве началась гражданская война, и месть Свидригайло была страшна. В 1435 года его люди схватили митрополита Герасима, которого в оковах отправили в Витебск. Архиерея допрашивали около четырёх месяцев, а затем Герасима сожгли на городской площади за измену. 

* * *

Тогда в Константинополь с богатым посольством и отправился митрополит Иона скромный служитель Господа, который и не помышлял ни о какой политической самостоятельности. 

Митрополит Иона родился на рубеже 1380–1390-х годов в семье некоего Феодора Одноуша в селе Одноушево, стоявшем на реке Святице, что подле города Солигалича в Галицком княжестве. Как говорится в житии митрополита, с самых ранних лет будущий святитель хотел стать монахом и принял постриг «во едином от монастырей Галичской земли». По преданиям, ему тогда было всего 12 лет, то есть это возраст, в котором очень редко постригали даже в набожной Древней Руси. Возможно, для столь ответственного шага были свои обстоятельства например, гибель всех родных и близких. Так что монастырь стал единственным домом и семьёй Ионы.

Так или иначе, но вскоре юный инок перешёл в Московский Новый Симонов монастырь, где стал исполнять послушание просфорника. Молодого подвижника вскоре отметил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси; будущий святитель Иона сначала стал его учеником и секретарём, а затем был поставлен во епископа Рязанского и Муромского.

* * *

Когда же в 1435 году митрополит Иона прибыл в Константинополь, он обнаружил, что попал в водоворот политических страстей.

Конечно, это был уже не блистательный Царьград эпохи величия Ромейской империи. Город был наполовину заброшен, на руинах храмов и величественных зданий паслись козы, от самой империи остался клочок суши, со всех сторон окружённой воинственными турками-османами. 

И великая православная Византия, находясь уже на пределе своего существования, решилась на отчаянный шаг – заключить унию, то есть союз, с католическим Римом, надеясь получить военную помощь от Запада. Но – увы – просчитались: несколько лет спустя Константинополь при полном бездействии Запада был завоёван турками. Греческий же православный мир, признавший власть Римского папы, стал не союзником католичества, а его полным вассалом.

Но тогда в Константинополе вовсю готовились к Ферраро-Флорентийскому собору, на котором и была утверждена уния. Понятно, что в этот момент Константинопольскому императору чрезвычайно важно было иметь во главе Русской самой большой и самой богатой митрополии своего человека, готового выступить за унию. 

Разумеется, это не был чистосердечный и всей душой преданный православию владыка Иона.

Посвящение Ионы в митрополиты. Фото: runivers.ru
Посвящение Ионы в митрополиты. Фото: runivers.ru

 

Поэтому митрополитом Киевским и всея Руси был утверждён бывший игумен одного из монастырей Константинополя по имени Исидор, прекрасно образованный, прозападно настроенный интеллектуал своего времени. 

* * *

Что ж, Москва решила не раздувать конфликт.Правда, князь Василий Васильевич поначалу даже не хотел принимать так грубо навязанного ему иерарха, но потом смирился. 

Да и сам митрополит Исидор поначалу вёл себя вполне тактично и ничем не выдавал своих истинных убеждений на деле он был сторонник католичества. Впрочем, приглядываться к нему времени не было митрополит Исидор, пробыв в новой должности на Руси всего 5 месяцев, отбыл в Италию на собор.

Возвращение же Исидора ознаменовалось скандалом. Хотя князь Василий Васильевич повёл дело очень тонко и дипломатично, желая, чтобы отступник изобличил бы сам себя. 

Итак, митрополит Исидор, получивший от папы Римского титул кардинала, торжественно прибыл в Кремль в Успенский собор под сенью латинского креста. Затем он отслужил литургию, за которой помянул во всеуслышание сперва Римского понтифика, а затем уж Константинопольского патриарха. После службы Исидор передал великому князю послание от папы Евгения, где тот призывал Василия Васильевича всячески помогать ему, Исидору, в деле насаждения унии. 

Только после этого великий князь приказал арестовать митрополита, назначив специальную комиссию для проверки истинности заключённой унии. 

Был созван Московский собор 1441 года, на который приехали 6 архиереев: Ефрем Ростовский, Иона Рязанский, Варлаам Коломенский, Герасим Пермский, Иов Сарайский, Авраамий Суздальский, множество архимандритов, игуменов, монахов и белого духовенства. Резолюция их была однозначна: для преодоления глубокого и долгого раскола между православием и католичеством недостаточно политического акта – необходимо взаимное покаяние и исправление совершённых ошибок. Поэтому мы отвергаем унию с Католической церковью, убивающую православную веру, и возвещаем миру: православие живо! Пусть мы остались без Константинопольской церкви-матери, но мы остались верны Христу. 

После собора Исидору, запертому здесь же, в Кремле, в Чудовом монастыре, предложили отвергнуть еретическую унию, но он наотрез отказался. 

Более того, вскоре митрополит Исидор бежал из заключения вероятно, не без помощи московского князя, который не хотел уподобляться литовскому Свидригайло. 

В итоге Исидор бежал в Литву, а оттуда в Рим, где и жил до конца своих дней, именуя себя Русским митрополитом в изгнании.

После побега Исидора великий князь Василий Васильевич, желающий безупречно отвести русскую церковь от обвинений в расколе и схизме, написал послание императору и патриарху, полное почтительных слов и оборотов. Начал князь с истории принятия православия русскими от греков, затем сказал о том, как поставлялись в Константинополе митрополиты для Руси. И только после этого князь перешёл к делу дескать, к нашему прискорбию, кандидат на Русскую кафедру владыка Иона не был хиротонисан, а вместо него поставлен митрополит Исидор, который оказался еретиком и потому теперь вынужденно был низложен после соборного разбирательства. За сим следовала просьба: разрешить Руси впредь самостоятельно поставлять себе митрополитов, сохраняя при том каноническое общение с Константинополем.

Это письмо так и осталось без ответа. 

Вот в таких условиях и началось обретение Русской церковью самостоятельности не из политических соображений или самолюбия, но вынужденно, ради жизни Церкви и верности Христу. 

Митрополит Иона. Фото: Церковь Илии Пророка, Ярославль
Митрополит Иона. Фото: Церковь Илии Пророка, Ярославль

Ведь Церковь Божия – это не кружок по религиозным интересам. Это Тело Христово. И в этом пространстве невозможно жить по своей воле, ставя свои интересы выше Воли Божией. 

И нельзя просто так по своему желанию и без жизненно важных причин – отделиться от канонической церковной иерархии. Так можно просто лишиться церкви, которая превратится именно в светское учреждение по религиозным вопросам, а вскоре и в антипод церкви, то есть в пристанище духов зла и ненависти, как это, к сожалению, происходит сегодня на Украине буквально на наших глазах. 

* * *

В итоге 15 декабря 1448 года владыка Иона «был возведён в сан митрополита Киевского и всея Руси», став первым в истории Московским митрополитом. 

За труды на благо Церкви святитель Иона удостоился от Господа пророческого дара. 

Так, в 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли Китай-город и уже готовились к штурму Кремля. В самый разгар боёв митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона попросил: 

Брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан! 

Великий святитель! ответил ему Антоний. Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами.

Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил в Кремле храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов. Эта домовая церковь московских патриархов сохранилась и до наших дней. 

Святитель Иона прожил более 70 лет и мирно отошёл ко Господу 31 марта 1461 года.

* * *

Спустя 10 лет в 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля.

Ещё через сто лет Патриарх Иов установил праздновать святителю Ионе особую память 5 октября, в Соборе других московских святителей. 

Читайте также